В 2022 г. российские суды поддержали 85% исков граждан, решивших побороться за то, чтобы компенсировать деньги, здоровье и нервы, потерянные в результате покупки некачественных товаров и получения некачественных услуг. Аif.ru решил изучить, в каких суммах возмещаются потери.
Цена ошибки врача
Самую крупную в РФ компенсацию за моральный ущерб, составившую 15 млн руб., суд установил жительнице Петербурга в 2014 г. При родах врачи покалечили её ребёнка, который впоследствии умер. Но прецедент этот правилом не стал. Выплата жертвам медицины даже в 1 млн руб. по-прежнему редкость. Чаще это 300–400 тыс. и даже компенсации в 4–5 тыс. руб., похожие на издевательство.
Другое медицинское дело, в котором участвовал Владимир Налимов, потребовало проведения двух экспертиз, стоивших 385 тыс. руб. Иск подала молодая женщина, для которой операция по увеличению груди закончилась некрозом и ампутацией. В 2019 г. суд обязал клинику перечислить ей 6,5 млн руб. и дополнительно оплачивать лечение от некроза до тех пор, пока оно не закончится. Проигравшие ответчики покрывают среди прочего и юридические расходы истцов. Но как быть тем, кто не может изначально найти деньги на экспертизу и адвоката? Нет ответа.
Упал, очнулся – гипс
Впрочем, здоровье можно потерять и на ровном месте – поскользнувшись на улице или в луже на полу торгового центра, получив сосулькой по голове. Серьёзная травма – основание побороться за то, чтобы получить компенсацию от организации, ответственной за содержание территории.
Во сколько оценивают моральные потери суды? Вот их решения за последние 10 лет:
● перелом бедра: до 500 тыс. руб., в среднем 250–300 тыс.;
● перелом голени или лодыжки: до 150–200 тыс. руб.;
● перелом руки: до 100 тыс. руб.;
● ушиб или гематома: до 30 тыс. руб.
Конкретная сумма зависит от тяжести последствий травмы и степени виновности в ней самого пострадавшего.
Если автобус не пришёл
Требуя возмещения ущерба, самые принципиальные граждане доходят до Верховного суда. Недавно ВС вынес решение по иску жителя подмосковного Наро-Фоминска, едва не опоздавшего на поезд из-за изменений в расписании рейсового автобуса.
Пассажиру пришлось сильно понервничать, добираясь на вокзал на перекладных. За переживания он потребовал взыскать с транспортного предприятия 5 тыс. руб. И высшая судебная инстанция с ним согласилась.
Можно получить компенсацию за продукты, испортившиеся в холодильнике в результате отключения электричества. Этого добился петербуржец, которого управляющая компания по ошибке лишила света как злостного неплательщика.
Соседи подтвердили, что еды ему пришлось выкинуть на 10 тыс. руб. А судья взыскал с коммунальщиков 30,5 тыс. руб., из которых выплата за моральный вред составила 7 тыс. руб., ещё 3,5 тыс. – штраф за отказ компенсировать вред добровольно и 20 тыс. руб. – затраты на юридические услуги.
В 7,5 тыс. руб. морального ущерба и штрафа оценил суд просроченный сырок, масло, кокос и детское питание, которые продал один из московских супермаркетов. Такие иски – вообще судебная рутина. Некоторые целенаправленно ищут просрочку в торговых сетях и ставят требование заплатить за моральный ущерб на поток.
Умные директора магазинов, знающие, что жалоба в суд и Роспотребнадзор будет стоить им ещё больше, платят по-доброму. А профессиональные борцы за свежие продукты этим живут, ежемесячно получая по 20–30 тыс. руб. Но написание жалоб и судебные тяжбы – тоже немалый труд, съедающий месяцы.
«Наибольшая выплата потребителю за моральный ущерб, которую я знаю, – 25 тыс. руб., – рассказывает Надежда Швырёва. – Её выплатила компания, продающая душевые кабинки. Она неправильно установила кабинку, из-за чего оказались залитыми водой две квартиры. Пришлось их ремонтировать, повторно монтировать душ. Эти затраты тоже были компенсированы. И общая выплата, которую истец получил, превысила 300 тыс. руб.».
Как подтвердить ущерб?
В случае травмы:
- Сделать фото или видео, фиксирующее обстоятельства ЧП.
- Записать фамилии и телефоны свидетелей.
- Найти записи камер видеонаблюдения.
- Получить справку о травме на станции скорой помощи или в травмпункте.
При покупке некачественного товара:
- Составить в 2 экземплярах претензию продавцу с требованием вернуть товар (заменить, сделать скидку) и добровольно компенсировать моральный вред.
- Вручить продавцу претензию, попросив поставить на ней дату получения, должность и фамилию получившего.
- Вернуть продавцу некачественный товар и зафиксировать на фото или видео момент передачи так, чтобы были видны название, срок годности и недостатки товара.
- При необходимости подать продавцу письменное заявление о проведении экспертизы качества товара.
- Подать иск в суд, если через 10 дней претензия не будет полностью удовлетворена.