На случай обмана. Страховщики защитят нарушенные права клиентов банков

Подавляющее большинство россиян пользуются услугами кредитных организаций и страховых компаний, и многие остаются недовольными низким уровнем услуг, завышенными расходами, а иногда и прямым обманом. Эксперты объяснили, как защитить права потребителей финансовых услуг и куда в случае необходимости обращаться с жалобами.

   
   

В течение 2023 года 143 213 россиян, отстаивая свои права, обратились за помощью к финансовому уполномоченному, следует из отчета о деятельности этой службы, представленного в ходе пресс-конференции, организованной международной медиагруппой Россия Сегодня. Больше всего нареканий — 117 633 обращения — у наших сограждан вызывала работа страховых компаний, на банки пожаловались 13 322 клиентов, на микрофинансовые организации — 1 774. Кроме того, было незначительное количество обращений по поводу деятельности негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов.

Средняя сумма требования составила 227,3 тыс. руб. «При этом удовлетворено было 28 943 заявлений граждан, — отметил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. — на общую сумму 2,7 млрд руб.», — подчеркнул чиновник.

Чтобы облегчить подачу жалоб неискушенным в юриспруденции гражданам, создана специальная служба, куда и следует обращаться всем недовольным оказанными финансовыми услугами. «Наш институт создан для потребителей финансовых услуг, — напомнила руководитель АНО “Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного” Ольга Крайнова. — Мы помогаем людям сначала в оформлении обращения, проверяем их на соответствие закону, после принятие обращения в работу представляем интересы финансового уполномоченного в судах, органах госвласти и прочее». Служба ведет личный прием граждан, консультирует по телефону (обработано более 90 тыс. звонков), а также запустила чат-бот, который уже ответил на 15 тыс. запросов. «Даже если у гражданина недостаточно документов, мы не отказываем ему, а помогаем сформировать нужный пакет», — подчеркнула Крайнова.

Подать заявление в службу финансового уполномоченного может любой гражданин. Сделать это можно несколькими способами. «Во-первых, через личный кабинет на официальном сайте службы, — говорит специалист. — Во-вторых, это можно сделать через портал “Госуслуги”. Кроме того, запущен пилотный проект, в рамках которого отрабатывается подача заявлений через МФЦ». 

Ранее президент ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян рассказал в интервью для aif.ru, как банки помогают защитить своих клиентов от мошенников.