Михаил Барщевский: Пусть гниют в тюрьме!

Михаил Барщевский, адвокат, полномочный представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах РФ:

   
   

- Бесспорно, общество имеет право и должно защищать себя от выродков - насильников, убийц... Казалось бы, простейший выход - смертная казнь. Способов за тысячелетия накопилось множество. Побитие камнями, распятие на кресте, четвертование, повешение, электрический стул, расстрел, инъекция яда и много чего ещё. Народ счаст-лив...

А главное - это просто: к стенке, и всё тут! Конечно, нехорошо, если вдруг расстреляли не того. Ошибочка вышла. Но ведь не меня, слава богу! Сегодня массы требуют ставить к стенке педофилов, наркоторговцев, коррупционеров и террористов. Это можно понять - достали! Но с веками люди стали более цивилизованными. И проявляется это главным образом не в том, что мы научились пользоваться туалетом и чистить зубы. А в том, что мир стал жить по законам. Вот о законах я и хочу сказать.

Выстрел мимо

В части 2 статьи 20 Конституции РФ сказано: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие  преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Давайте разберёмся. Во-первых, законодатель говорит «впредь до её отмены». А это когда? Через 100 лет? Через 10? С момента принятия Конституции прошло больше 15 лет. Может, уже пора? Во-вторых, только «за преступления против жизни». То есть насильники, педофилы, наркоторговцы, коррупционеры уже НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ казнены быть не могут. В-третьих, Конституция гласит - «при участии суда присяжных». А недавние изменения законодательства вывели из-под суда присяжных дела о терроризме. Значит, и за терроризм расстреливать по закону НЕЛЬЗЯ.

Остаются убийцы. В Америке их часто казнят, а в Европе - не казнят. При этом число убийств в США (из расчёта на 100 тыс. граждан) намного выше, чем в Европе. То есть никакой зависимости между смертной казнью и уровнем преступности НЕТ. Другой пример. В Китае расстреливают за взятки. Причём часто публично. А уровень коррупции… растёт.

Стенка им милее

Когда Россия вступала в Совет Европы, мы приняли на себя обязательства (знаменитый протокол № 6) не применять смертную казнь. Протокол не ратифицирован. Но это не важно. По одной из международных конвенций, которую мы и подписали, и ратифицировали, Россия, как и другие участники, обязана соблюдать все подписанные (а не только ратифицированные) международные обязательства вплоть до  момента выхода из соответствующего договора. Скажу простыми словами - либо мы соблюдаем протокол № 6, либо мы выходим из Совета Европы. «Ну и чёрт с ним!» - скажут оголтелые сторонники смертной казни. «Ура, назад в пещеры!» А между прочим, если Россия уйдёт из Совета Европы, россияне автоматически лишатся права подавать жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

И последнее. Наказание - это кара. И выродков надо наказывать жестоко. Смертная казнь - это для них выход из положения. Возможность перестать мучиться. А пожизненное заключение  - это уже навсегда. Вот пусть сидят и гниют в тюрьме. Без работы, без права распоряжаться своей судьбой, без любви, без надежды. И пусть не рассчитывают на быстрое избавление от страданий.

«Нелюдям не место на земле»

Юрий Антонян, главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, д. ю. н., профессор:

   
   

- Некоторые западные исследователи считают, что одна смертная казнь останавливает до 75 потенциальных убийц. Наверное, это преувеличение, да и казнить человека в назидание другим - аморально. Цель смертной казни в другом - в возмездии. Умерщвлять нужно только тех, кто своими деяниями сам исключил себя из списка живых.

Ни тени раскаяния

Недавно я побывал в колонии на острове Огненный в Вологодской области. Там сидят 170 осуждённых к пожизненному заключению. А обслуживают их 300 сотрудников. Зачем тратить такие деньги? Выглядят убийцы и садисты довольно упитанными. У них есть книги, радио, телевизор. Умирать большинство из них явно не собирается. Читать далее >>

Смертная казнь: быть или не быть?

Если вам ближе позиция Юрия Антоняна, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-25*. 

Если вам близка позиция Михаила БАрщевского, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-24*. 

*Звонок по России бесплатный

Смотрите также: