Какие иски могут подать пострадавшие в авиакатастрофе и родственники жертв?

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

Пострадавшие в авиакатастрофах и родственники погибших пассажиров подают иски не только к перевозчикам, но и к авиапроизводителям. После катастрофы 19 марта 2016 года в ростовском аэропорту пассажирского лайнера Boeing 737–800 авиакомпании FlyDubai, который выполнял рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-Дону родственники некоторых погибших подали в суд иск к перевозчику о взыскании дополнительной компенсации. Всего к FlyDubai подали 37 исков. По большинству дел заключили мировые соглашения. Одно дело пока не рассмотрено: заседание назначено на 10 апреля 2019 года.

   
   

Добиться компенсации в заявленном объеме удается далеко не во всех случаях. Так произошло с родственниками жертв авиакатастрофы над Синаем. Самолет авиакомпании «Когалымавиа» разбился 31 октября 2015 года. В 2018 году Замоскворецкий суд Москвы лишь частично удовлетворил объединенный иск более чем ста родственников жертв катастрофы. С признанной банкротом авиакомпании «Когалымавиа» было решено взыскать более 32 млн рублей компенсации, хотя общий объем исковых требований составлял около 1,4 млрд рублей.

В ноябре прошлого года суд отклонил иск, поданный против корпорации Boeing родственниками пассажиров пропавшего в 2014 году самолета рейса MH370 Malaysia Airlines. В суде заявили, что судебные разбирательства в Соединенных Штатах неуместны, так как дело связанно с Малайзией, а не с США.

От чего зависит возможность получения компенсации и в каких случаях ее можно получить, АиФ.ru выяснил у авиаюриста Алексея Елтунова.

Кто может рассчитывать на компенсации?

По словам эксперта, необходимо разграничивать международные перевозки и внутренние. Если катастрофа произошла при внутренней авиаперевозке, то перечень лиц, которые могут требовать компенсации, определен статьей 117 Воздушного кодекса Российской Федерации, в которой также указана предельная сумма компенсации.

«В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 117 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, а также гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством. При отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей», — говорит Елтунов.

Если катастрофа произошла в результате международной перевозки иностранной авиакомпанией, то, по словам Елтунова, пострадавшим и их родственникам также необходимо руководствоваться нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, но с учетом норм международных договоров РФ и конкретного государства, на территории которого произошла авиакатастрофа или в котором зарегистрирован авиаперевозчик.

   
   

«По общим правилам международного права, в частности, Варшавской конвенции, установлен предел ответственности авиаперевозчика. Так, в силу ст. 22 конвенции ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью одного пассажира, ограничен суммой в 250 000 франков Пуанкаре (условная денежная единица, обеспеченная содержанием 65,5 мг золота пробы 900/1000 и применяющаяся в международных конвенциях в качестве меры определения материальной ответственности — ред.). Предел ответственности не распространяется на случаи, когда пассажира допустили на борт самолета без выдачи ему проездного билета или когда имеются доказательства того, что вред был нанесен в результате умысла или грубой неосторожности авиаперевозчика», — говорит Елтунов.

По словам юриста, Воздушный кодекс РФ не содержит норм, которые позволяют обращаться с претензиями и исковыми заявлениями к производителям воздушных судов, однако на основании общих правил защиты прав потребителей и гражданского законодательства Российской Федерации теоретически такие требования возможны. «Если производитель воздушного судна — иностранная компания, то необходимо оценивать такую возможность с учетом специфики международного права, права той страны, в которой зарегистрирована компания-производитель, а также возможных договоров между Россией и этой страной», — говорит Елтунов.

В каких случаях можно подать иск о компенсации морального ущерба?

Родственники жертв авиакатастроф могут в суде требовать возмещения морального ущерба. По информации ТАСС, в России подобный иск впервые был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам погибших 3 июля 2001 года под Иркутском в катастрофе Ту-154 компании «Владивосток-Авиа» более 500 тыс. руб. компенсации. По делу о гибели пассажиров суд счел разумной сумму компенсации морального вреда за смерть родственника в размере 7000 рублей.

Пострадавшие и родственники жертв авиакатастроф могут оспорить размер компенсаций, но, по словам авиаюриста, в некоторых случаях подавать такие иски не имеет смысла. «Исходя из той статистики, которая мне известна, в большинстве случаев авиакатастрофы случаются по вине экипажа, из-за погодных условий и т. д., такие основания не позволяют предъявлять претензии компаниям-производителям воздушных судов, поскольку их вина отсутствует», — объясняет Елтунов.

Как отмечает эксперт, авиакатастрофы, в которых официальной причиной являются те или иные технические недостатки воздушного судна, указывающие на прямую вину производителей, очень редки. «Кроме того, если виновными в авиакатастрофе являются организации, обслуживающие авиаперевозчика, то требования могут предъявляться к ним. Но в любом случае в первую очередь требования предъявляются к авиаперевозчику, так как непосредственно он оказывает услуги и отвечает за их качество. Вместе с тем лицам, которые обращаются за компенсацией вреда, возникшего в результате авиакатастрофы, нужно помнить о страховых компаниях: авиаперевозчик обязан страховать свою ответственность перед третьими лицами», — говорит Елтунов.

Какие компенсации положены?

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн руб., не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности).

В целом компенсация родственникам жертв авиакатастроф включает в себя:

— 2 млн руб. ответственности авиакомпании.

— Не менее 120 МРОТ обязательного страхования жизни.

— Компенсацию за утраченный багаж и ручную кладь.

— Дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти. По словам эксперта, при каждой отдельной авиакатастрофе государственные органы или органы субъекта федерации могут дополнительно устанавливать компенсационные выплаты, о чем дополнительно издается нормативный документ.

Если погибшие заключали соответствующие договоры добровольного страхования жизни, их родственники также получат выплаты от страховых компаний.