Как правильно действовать, если авиакомпания потеряла багаж?

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

Как правильно действовать, если по прилете не удалось получить багаж, как быстрее найти вещи и должен ли перевозчик выплатить компенсацию — ответы на эти вопросы в справке aif.ru.

   
   

Что делать, если багаж не выдали?

Решить вопрос с багажом владельцу помогут сотрудники аэропорта. Для этого нужно найти дежурного в зоне выдачи багажа, обратиться на стойку потерянных вещей или к представителю авиакомпании перевозчика. Сообщив о потере чемодана, нужно заполнить акт розыска, указав информацию о:

  • регистрации багажа;
  • рейсе;
  • пассажире (владельце);
  • внешнем виде багажа.

Также важно указать контактные данные: номер телефона и адрес электронной почты.

Если багаж не доехал до места назначения во время международного рейса, данные о пропаже загружают в систему розыска World Trace. С лета 2022 года авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» отключены от системы, и багаж их пассажиров будут искать практически вручную.

Где будут искать багаж?

Если багаж не доехал до места назначения во время международного рейса, данные о пропаже загружают в систему розыска World Trace. С лета 2022 года авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» отключены от системы, и багаж их пассажиров будут искать практически вручную. Сотрудники перевозчика должны направить запросы в аэропорт, который оформлял отправку, и в те, куда чемодан мог улететь ошибочно.

Как обезопасить багаж от утери?

Эксперты советуют использовать трекеры для поиска вещей: брелок на ручке чемодана или сумки, связанный с приложением в смартфоне, — запустив поиск можно определить, где метка была в последний раз.

Что будет, если багаж найдут?

В соответствии с п. 154 Правил воздушных перевозок, если розыск дал результаты, то компания-перевозчик должна уведомить об этом пассажира и самостоятельно доставить ему багаж либо в аэропорт, либо по адресу, указанному владельцем вещей. Трансфер чемодана для хозяина будет бесплатным.

   
   

Возместят ли стоимость багажа, если чемодан не найдут?

Да. По прошествии 21 дня багаж считается уже не задержанным, а потерянным — у владельца возникает право требовать возмещения убытков от авиакомпании. Проще всего это сделать, если заранее оценить стоимость вещей. В п. 126 Правил воздушных перевозок указано, что пассажир может объявить ценность своего багажа, отдельно для каждого места, и перевозку таких вещей нужно будет оплатить. Дополнительные условия перевозчики прописывают во внутренних правилах. Например, авиакомпания «ЮТэйр» указывает, что перевозчик может не согласиться со стоимостью вещей, указанных пассажиром, и потребовать чеки, а также созвать комиссию для определения действительной стоимости. Компания NordStar предупреждает, что за перевозку багажа с объявленной ценностью нужно будет заплатить 5% от заявленной суммы, в то время как «Камчатское авиационное предприятие» возьмет плату в размере 10%.

Сколько авиакомпания возместит пассажиру, если багаж не оценен?

На перелеты по России распространяется действие Воздушного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 119, если ценность не объявлена, то расчет убытков производят исходя из стоимости вещей, но не более 600 рублей за 1 кг. Если перевозчик потерял спецсредство для инвалида или человека с ограниченными возможностями, например инвалидную коляску, то убытки возместят в полном объеме без ограничений. Если багаж не долетел на международном рейсе, то по правилам Монреальской конвенции (ст. 22) пассажир может получить не более 1000 специальных прав заимствования (СПЗ, СДР). По данным Центробанка на 13.10.2023, 1 СДР = 127,5 рубля. Важно, что такую компенсацию можно получить только в ситуации, когда пункт назначения и прибытия — государства-участники Конвенции. В любом случае пассажиру придется доказывать стоимость вещей.

Что делать, если авиакомпания отказывает в выплате компенсации за багаж?

Как ранее объясняла aif.ru юрист Ангелина Малышева, пассажиру необходимо направить перевозчику претензию, составленную в свободной форме, с описанием ситуации, подтверждением перелета и наличия багажа, обоснованием его стоимости. Вручить документ можно представителю авиакомпании в аэропорту или направить на адрес для корреспонденции (юридический адрес). Ответ на претензию должны дать в течение 30 дней (ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ). Если на претензию нет ответа или перевозчик отказал в компенсации/не согласен с размером, пассажиру придется решать вопрос в суде. По словам эксперта, пассажир, как потребитель услуг, через суд сможет требовать не только возмещения убытков, но и неустойки за невыполнение требований потребителя за каждый день просрочки и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Источники:

http://www.consultant.ru

http://www.consultant.ru

https://www.utair.ru

https://nordstar.ru

https://favt.gov.ru

https://aif.ru