Что значит быть платформенным занятым?

Категория:  Работа
Ответ эксперта

Платформенные занятые — это люди, которые работают с помощью различных приложений или онлайн-платформ. Получателя услуги и исполнителя связывает некий цифровой сервис. К платформенным занятым относятся таксисты, репетиторы, курьеры и другие. По данным ВШЭ, в 2022 г. оценка численности платформенных занятых в России составила 15,5 млн человек, но основной работой платформенная занятость была для 1,7 млн человек. В чем здесь плюсы для работника?

   
   

«В России формируется устойчивый тренд на популяризацию платформенной занятости. Число людей, вовлекаемых в этот формат занятости, будет только расти, — уверена юрист Наталья Вайнберг. — Платформенная занятость дает возможности, недоступные при классической форме найма, — гибкие условия оплаты труда, снижение барьеров для входа в профессию, самостоятельное управление рабочим временем. Развитие платформенной занятости усиливается распространением специального налогового режима — самозанятости».

Юрист подчеркивает: при платформенной занятости цифровая платформа не становится работодателем занятого. Она имеет либо статус посредника, либо выступает заказчиком услуг на основании договоров об оказании услуг или предоставлении товаров собственного производства.

Но при этом новая форма занятости нуждается в уточнениях на законодательном уровне. Ведь платформенные занятые не могут, например, рассчитывать на оплату больничных листов или ежегодного отпуска, а пенсионные отчисления возможны пока только на добровольной основе. Впрочем, соответствующие взносы из дохода платформенных занятых не удерживаются, как это происходит при найме. Также нужно помнить, что платформы, дающие доступ к заказам и клиентам, имеют возможность формулировать условия заключаемого договора, исходя из собственной выгоды.

До конца весенней сессии закон о платформенной занятости должен быть вынесен на обсуждение в Госдуму. Документ закрепит право платформенных занятых создавать профсоюзы и объединения. Это значит, что появятся решения для многочисленных споров, возникающих между платформами и платформенными занятыми, а также координирующий орган для рассмотрения жалоб.