Война бюджетов. Как энергетики Кавказа оказались в роли осла Насреддина

Две ГЭС в горах - две бюджетные войны, два заложника. © / сообщество фестиваля "Открой рот"

Но, как выясняется, оба обвиняемых действовали по согласованию и в интересах головной компании - более чем наполовину государственной. Что же это за «мошенничество»?

   
   

Когда осёл издохнет?

Директор ОАО «Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания» Григор Саратикян якобы нанёс ущерб родной компании, переводя имущество из одной её «дочки» в другую - хотя сама компания не возражала и подтверждает это.

 

​Директора другой компании - ОАО «Зарамагские ГЭС» (Северная Осетия) - Виталия Тотрова судят за возмещение НДС из бюджета при строительстве гидростанций. Формально право на такой возврат закон даёт - статьёй 176 Налогового кодекса. Однако репутация у статьи подмочена, так как ею неоднократно пользовались фирмы-однодневки, нанёсшие бюджету значительный ущерб. Правда, компании, строящие гидроэнергетические объекты, трудно заподозрить в однодневности.

Очевидно, что в обоих случаях в дело вмешиваются иные соображения. Какие?

В «РусГидро» (а дела возбуждены против директоров её «дочек»), комментируя ситуацию, вспоминают известный анекдот про Ходжу Насреддина, падишаха, осла и десятилетний «госконтракт» на обучение последнего арабскому языку. 

   
   

Властные элиты субъектов Федерации - будь то Карачаево-Черкесия или Северная Осетия - смотрят на строительство гидростанций примерно одинаково. Они не первый год живут на Кавказе и знают, что ничто не вечно вокруг, кроме нестабильности. А где-то рядом строят ГЭС, строят не год, не два и даже не пять - для гидроэнергетики срок недолгий, а в административном смысле он равен вечности. 

Научится ли осёл через десять лет говорить по-арабски, построят ли через десять лет ГЭС - абсолютно неважно. Ведь за эти десять лет осёл может издохнуть, а стройку могут заморозить, сменится начальство, да и мало ли что ещё произойдёт. А потому с точки зрения местных властей затраты на строительство и характеристики ГЭС не важны - важно лишь, сколько денег они уже сейчас, в ещё не достроенном состоянии, могут принести в бюджет (которым эти власти и распоряжаются).

Более того, учитывая нынешнюю плачевную ситуацию с собиранием платежей за электроэнергию на Северном Кавказе, там мало кто верит в то, что построенная и работающая ГЭС будет наполнять бюджет  - свела бы концы с концами. 

Кому распоряжаться?

В «РусГидро», строя гидростанции, руководствуются иной логикой: строительство должно быть качественным, при этом быстрым и экономным. Потому компания включает возврат НДС из бюджета в свои инвестиционные программы, которые утверждаются в Мин­энерго. Её руководство исходит из того, что станции строятся надолго, если не навсегда. Строительство ведётся с учётом государственных интересов, в том числе и финансовых: если НДС из бюджета не возвращать, ГЭС государству обойдётся ровно на его размер дороже. 

По большому счёту, для государства нет принципиальной разницы в том, какими траекториями движутся его бюджетные деньги. Разница есть для тех, кто этими деньгами будет распоряжаться (из-за этого, видимо, и оказались под ударом директора региональных компаний). 

Сумеют республики вытащить НДС из гидроэнергетиков - сократят дефицит своего бюджета, меньше потребуют дотаций из федерального, в котором больше денег останется, в т. ч. на гидроэнергетику. И наоборот, сумеют гидроэнергетики возвратить федеральный НДС через республики - больше дотаций в эти республики придётся посылать из федерального бюджета и меньше денег останется всем остальным, в т. ч. гидроэнергетикам.

Принципиально, как считают в компании, одно: если любая инвестиция на Северном Кавказе будет возможна только на условиях игнорирования статьи 176-й Налогового кодекса, этих инвестиций там будет заметно меньше или не будет вообще. 

Смотрите также: