29 мая Союз журналистов Москвы провел круглый стол «Диалог с властью. Актуальные проблемы медийной отрасли», на который были приглашены руководители профильных департаментов столицы.
Одной из главных тем обсуждения стало распространение печатной прессы, в частности через широкую сеть киосков со свежей печатью. По словам генерального директора ООО «Финанс-Медиа» Анны Грачевой, Москва – тот редкий регион, в котором почти нет подписки, а основная масса тиражей реализуется через розницу, притом около 50% продается именно в киосках.
Несмотря на то, что солидный объем свежей печати продается именно через газетные киоски, будущее их весьма туманно, считают эксперты. Вполне возможно, что всего через 2-3 года, при отсутствии должной поддержки со стороны власти, газетные киоски и вовсе исчезнут со столичных улиц.
«Киоски прессы в Москве загибаются. Из всех действующих объектов прессы 30% заколочены, – описывает сложившуюся ситуацию председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. – Более того, поступают предложения закрыть киоски прессы. Получается, что их содержать невыгодно. Зарплата киоскеров неподъемно низкая. Три крупных московских предприятия, работавших в этой сфере, обанкротились. Тенденция к банкротству продолжается. Еще два-три года, и в Москве может не остаться ни одного киоска прессы».
При этом, по словам Оськина, в силу вступают «экономические механизмы уничтожения каналов распространения печатной продукции». Такая тенденция наблюдается не первый год в регионах России, где «уничтожалось по 10 киосков в день». Теперь она коснулась и столицы, которая долгое время была своего рода «оазисом».
Выход из сложившейся ситуации возможен. При должной поддержке со стороны представителей власти можно сохранить розничную сеть газетных киосков столицы, утверждают члены Союза. Стоит отметить, что в большинстве развитых европейских стран отрасль, и в частности, рынок распространения печатной прессы, получают серьезную поддержку со стороны власти. К примеру, прямые субсидии на каждый киоск печати в Париже составляет 4 тысячи евро в год.
Целый ряд мер по поддержке столичной медиаотрасли, которую в силах оказать правительство Москвы, озвучил президент АРПП Дмитрий Мартынов в своем докладе. Среди основных – сохранение газетных киосков в зонах основного пассажиропотока и разрешение киоскам торговать не только печатной продукцией, но и сопутствующими товарами, а также размещать коммерческую рекламу на киосках. Это позволит торговым точкам получать дополнительную прибыль.
Кстати, во многих странах Европы эта мера уже успешно работает.
Решение вопроса аренды также может существенно улучшить ситуацию в отрасли. Генеральный директор АНО «АГ Московские новости» Тимур Рудников рассказал о положительном опыте некоторых регионов, которые установили льготные арендные ставки. Также было предложено увеличить срок аренды земли до 10 лет и включить предприятия отрасли в список льготников по аренде нежилых помещений.
Озвучивая позицию столичных властей, руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников отметил, что накопилось слишком много проблем, с которыми необходимо разбираться. Это касается и расширения ассортимента газетных киосков, и использования рекламных конструкций. По его словам, в условиях значительного сокращения объема рекламных площадей и роста спроса на рекламу, это станет для киосков серьезным источником доходов. «Но использовать его надо цивилизованно и согласно требованиям закона «О рекламе», – подчеркнул чиновник. Вопрос снижения арендной ставки еще не решен до конца, но, как отметил Владимир Черников, скорее всего, затраты на аренду до конца года будут компенсированы, и работа эта будет осуществляться в ручном режиме.
Смотрите также:
- Фармрынок ЕАЭС. Открытие лекарственных границ — лишь первый шаг →
- Компьютеризации России мешают пираты →
- Табачок врозь →