В ходе пикетов были задержаны более 30 человек, в том числе лидер московского гей-прайда Николай Алексеев. Кроме того, произошла крупная потасовка с националистами.
«АиФ.ru»: – Татьяна Захаровна, вы проводили социологические исследования об отношении общественности к гей-сообществу. Как вы охарактеризуете уровень толерантности общества к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?
Т. П.: – Мы в рамках нашей плановой темы – «Семья» – проводили опрос населения, зондировали почву: как люди относятся к ситуации. К гомосексуальным отношениям, к однополым бракам и к усыновлению детей такими парами. Мы сравнивали полученные цифры с тем, что происходило в США лет 16–20 назад, и многие цифры оказались похожими. Общее мнение – неприязнь. Но она не агрессивная. Люди, в основном, просто не поддерживают. Самое большое возражение вызывает усыновление детей гомосексуальными парами – негатив выражали даже те, кто, в принципе, спокойно относится к геям.
Вообще, тема гомосексуальности возникла в стране не так чтобы сразу, ей десятки лет, всё это часть исторического процесса. Я помню ещё во времена своей молодости, в Питере был Екатерининский садик – он был знаменит тем, что там собирались люди нетрадиционной ориентации, а это были, извините, 60-е годы. В середине 70-х открылось кафе, которое было местом сбора таких людей. Вечером там можно было увидеть танцующих мужчин. Всё было, но не так широко афишировалось.
Сейчас эта тема активно обсуждается во всём мире, местами это даже часть какого-то шоу-бизнеса: я присутствовала на гей-парадах в Европе, там часто присутствует именно элемент шоу. Я много путешествую, и практически в любом современном городском справочнике есть упоминания о местах, дружественных гей-сообществу – даже в тех странах, где запрещены однополые браки и нет особой поддержки ЛГБТ-движения. Россия тоже не может находиться в изоляции – перемены есть и у нас.
«АиФ.ru»: – В России эта тема постоянно звучит из уст политиков, отражается в законах, причём обычно – в виде запретов. Почему такой социальный вопрос стал настолько политическим? И должен ли он быть политическим?
Т. П.: – Время от времени тема гомосексуальности выходит на поверхность политической борьбы. И восходит это ещё к культурному марксизму, отражённому, например, в книге «Закат Европы» (кстати, она была «настольной» для террориста Брейвика). Вспомним, какова была концепция любви у коммунистов, у Ленина: поддерживались свободные браки, провозглашалась свобода от стереотипов старого мира. Тогда же и возник культурный марксизм: многие философы разочаровались в идее, что удастся объединить пролетариев всех стран и они вместе будут сражаться с угнетателями, буржуями. На практике получилось, что каждый всё равно вставал на сторону своей нации. А вот именно меньшинства способны объединяться вне государств, национальных сообществ, на основе только своей идеологии. Но заметьте, всё это развивалось на основе левой идеи.
«АиФ.ru»: – То есть поддержка гей-движения – это часть программы левых политиков?
Т. П.: – Во всём мире так.
У нас ценности правых формулируют, в основном, такие депутаты, как Милонов, но меня очень удивляет, когда, например, Проханов, когда многочисленные коммунисты с пеной у рта выступают против гей-движения, против наделения меньшинств определёнными правами. Это парадокс России, ведь во всём мире получается с точностью наоборот. У нас же – либералы, которые традиционно стоят на центристских позициях, лояльно относятся с секс-меньшинствам. Хотя у российских либералов и идеи, в основном, правозащитные. Тоже наша особенность.
«АиФ.ru»: – Активность гей-движения, иногда – даже агрессивная, с чем она связана? Это ответ на реакцию общества на них?
Т. П.: – Гей-движение в известной степени всё-таки провоцирует общественность. Эти люди, особенно в России, долгие годы сидели в подполье, и они хотят участвовать в общественно-политической жизни, хотят о себе заявить – это подтверждают многие активисты, с которыми я знакома. Но они не предлагают ничего, кроме своей ориентации: никаких идеологических, общественно-политических идей. Основное – защита своих собственных прав. Ничего не предлагают обществу в целом. Не думаю, что они будут пользоваться популярностью на гражданских митингах.
«АиФ.ru»: – Насколько Россия готова к гей-прайдам, насколько общество готово их принять, понять, оценить?
Т. П.: – Я не уверена, что готова. В Америке была ситуация, схожая с нашей, но с тех пор прошло двадцать лет. И только сейчас можно говорить об определённой лояльности, в том числе, благодаря поддержке левых политиков. Но даже в странах с либеральной моралью: Швеции, Прибалтике – ещё далеко не всё общество поддерживает гомосексуальные отношения.
«АиФ.ru»: – В каком направлении движется Россия – к толерантности или от неё?
Т. П.: – В том же, что и многие страны той же Европы. У нас появляется определённая привычка, толерантность. Даже на основе предыдущих исследований – больше 10 процентов опрашиваемых относились к гомосексуалистам положительно! Женщины, например, более лояльны, чем мужчины. Осенью мы планируем провести свежие исследования, чтобы оценить, в каком направлении всё меняется. Но, опять-таки, общественное мнение это не закон. Я иногда боюсь публиковать полученные данные опросов, потому что политики часто берут их на вооружение: вот, общественное мнение против. А я всегда говорю, власть должна не только зависеть от него, но иногда и менять. Потому что общественное мнение – оно не всегда правильное, эффективное, очень часто оно строится исключительно на эмоциях.