Счетная палата не нашла коррупции в «Аэрофлоте»

Аудиторы Счетной палаты в рамках проверки госкорпораций на наличие коррупционных схем изучили документы крупнейшего российского авиаперевозчика – «Аэрофлот». Судя по отчету ведомства, ощутимых проблем у компании нет.

   
   

Как говорится в обнародованных документах Счетной палаты, пассажиры все чаще выбирают «Аэрофлот». Рост доходов в 2011 году произошел в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок, отмечают аудиторы, причем доходы на международных линиях выросли на 22,3 % по сравнению с 2010 годом. Доходы на внутренних линиях выросли еще больше – сразу на 30,6%.

Обратив внимание на относительно более высокую стоимость перевозок «Аэрофлота», представители Счетной палаты констатировали, что она объясняется более удобным для пассажиров временем вылета и прилета, а также обновленным парком воздушных судов. При этом 99,9% цены обусловлены объективными факторами, а неэффективные расходы, по данным СП, составляют всего 0,1%.

Поэтому претензии аудиторов к авиаперевозчику эксперты считают во многом субъективными. По словам аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, принятие таких решений относится к прерогативе менеджмента, и то, что выглядит экономически неверным решением, может оказаться более верным в стратегическом отношении.

Подтверждает этот вывод и аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. «Рынок авиаперевозок не является монопольным (скорее олигопольным), и неэффективность быстро бы сказалась на спросе потребителей, и, как следствие, на финансовых результатах компании», - заявил он. Тем не менее деятельность компании в последнее время была достаточно эффективна, а показатели «Аэрофлота» оказались в среднем лучше среднерыночных, подчеркнул он.

И все же кое в чем старейшему российскому авиаперевозчику стоит прислушаться к мнению сотрудников Счетной палаты. В частности, это касается призыва к началу процесса оптимизации издержек, что должно привести к снижению средних цен на билеты и улучшению конкурентных преимуществ «Аэрофлота», отметил Сороко. Кстати, создание лоукостера на основе одной из дочерних компаний в планах «Аэрофлота» уже имеется.

Юристы также уверены, что антикоррупционную проверку «Аэрофлот» прошел успешно. «Визиты Счетной палаты не опасны, если бизнес прозрачен и соответствует международным стандартам. На мой взгляд, «Аэрофлот» - это не та компания, которой есть необходимость или потребность в незаконных сделках или отмывании денежных средств. Очевидно, что в силу того, что менеджмент работает на высоком уровне, компетентные специалисты имеются в области управления финансами и других отраслях нормальной хозяйственной деятельности», - констатировал председатель президиума «Столичной коллегии адвокатов» Георгий Зубовский.

   
   

По его словам, сегодня «Аэрофлот» однозначно осуществляет большинство внутренних и значительное количество внешних перевозок. В компании существуют определенные традиции, налажена подготовка кадров, имеются свои научные, проектные и другие институты. «Аэрофлот» был создан в начале прошлого века и успешно продолжает действовать и развиваться», - отметил Зубовский.

Между тем далеко не все российские компании с госучастием могут похвастаться столь лояльными выводами Счетной палаты. Например, в знаменитом инновационном центре «Сколково» подчиненные Сергея Степашина обнаружили многочисленные нарушения. В частности, аудиторы вскрыли схему вывода бюджетных средств в США в виде грантов для Массачусетского технологического института. Также ревизоров Счетной палаты удивила подозрительно высокая зарплата топ-менеджмента «Сколково». В частности, известный российский олигарх Виктор Вексельберг на посту президента фонда получал 2 млн рублей в месяц.

Не лучше обстояли дела и в корпорации «Роснано». Одна только программа по созданию и внедрению отечественных планшетов, так и не реализованная до сего дня, унесла в неизвестном направлении не меньше 22 миллиардов рублей.

На этом фоне итоги проверки «Аэрофлота» выглядят вполне оптимистично, и можно считать, что менеджмент авиаперевозчика успешно справляется со своими обязанностями. А что еще пассажирам нужно?

Смотрите также: