Тюремный ремонт. Реформа ФСИН не удалась, нужно начинать сначала

Уголовно-исполнительная система России давно не считается образцовой даже в рамках нашего несовершенного государства. Попытки придать ей более человечный облик делались неоднократно, но каждый раз терпели фиаско.

   
   

«Наследие ГУЛАГа»

Ожидается, что в ближайшее время на специальном заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека будет объявлено о создании межведомственной комиссии по реформе уголовно-исполнительной системы и кардинальном пересмотре основных положений концепции тюремной реформы, рассчитанной до 2020 года.

Вызвано это тем, что власти, наконец, прислушались к мнению экспертов и признали, что реформа ФСИН, начатая в 2009 года, оказалась неудачной.

Согласно концепции той реформы, которая была начата четыре года назад, предполагалось полностью отказаться от существующей в стране системы исправительно-трудовых учреждений.

Правозащитники называют действующую систему, сохранившуюся с советских времен, не иначе как «наследие ГУЛАГа», указывая на то, что в ее основе лежит «эксплуатация рабского труда заключенных».

Проект реформы предполагал, что в России должно пройти разделение заведений, где осужденные отбывают наказание. Те, кто совершил менее опасные преступления, должны отбывать срок в колониях-поселениях с мягким режимом. Особо опасные преступники, в свою очередь, должны были получить жесткий режим и нахождение в тюрьме на протяжении всего срока заключения.

В настоящее время в тюрьмах находятся, как правило, лица в период предварительного заключения, то есть во время следствия. Также, согласно Уголовному кодексу, за совершение ряда преступлений часть наказания по приговору суда преступник может провести в тюрьме, после чего все равно попадает в колонию.

   
   

Существующие ныне рабочие отряды, в которых, по типу военных казарм, проживает несколько десятков заключенных, планировалось заменить на жилые сектора – комнаты, где будет проживать не более восьми осужденных. Также в ходе реформы должно было произойти разделение между рецидивистами и впервые осужденными – последние должны отбывать наказание отдельно.

Предполагалось, что будет построено 721 учреждение нового типа: 58 тюрем особого режима, 180 - усиленного, 210 - общего режима для мужчин и 55 - для женщин. На проведение изменений из госбюджета должно было быть выделено 1,8 триллиона рублей.

Хаос вместо реформы

Реформу начинал назначенный на должность главы ФСИН Александр Реймер. Однако вместо благостных картин перестройки хозяйства в ведомстве воцарился форменный хаос. Амбициозный план строительства новых тюрем был фактически сорван. Перемещение заключенных в рамках реформы привело к тому, что 150 тысяч человек были просто переброшены в другие регионы страны, порой с нарушениями закона. Больше того, люди, получившие первую судимость, стали оказываться в одних «зонах» с махровыми рецидивистами, что прямо противоречило сути реформы.

На этом фоне среди сотрудников ФСИН начались масштабные сокращения с целью увеличения денежного довольствия остающимся. На деле это привело к резкому росту количества нападений заключенных на охранников, совершаемых как в колониях, так и в СИЗО.

С другой стороны, правозащитники регулярно сообщают о насилии в отношении осужденных со стороны администрации колоний. Неразберихой прекрасно пользуется криминалитет, который, устаивая бунты в колониях, преследует собственные цели.

В итоге летом 2012 года Александра Реймера на посту начальника ФСИН сменил Александр Корниенко. А после бунта заключенных в Копейске в декабре 2012 года о провале реформы и необходимости внесения корректив заявил 1-й заместитель главы ФСИН Эдуард Петрухин.

Новая попытка

В январе 2013 года министр юстиции РФ Александр Коновалов, выступая на «правительственном часе» в Госдуме, заявил, что каждая колония сегодня – закрытое пространство, в котором происходят вещи «совершенно невообразимые, о которых мы с вами даже не подозреваем». Коновалов еще раз высказался за введение тюремного режима отбывания наказания, при котором за человеком установлен полный контроль.

Статистика «населения» мест лишения свободы в России. Инфографика>>

На сегодняшний день в тюремном режиме отбывают наказание в России лишь 900 человек, что составляет менее полупроцента от числа всех осужденных.

Главной причиной пробуксовки реформы ФСИН сами работники ведомства считают то, что колоссальные деньги, заявленные под изменения, в реальности из бюджета так и не были выделены.

Сотрудники ФСИН и правозащитники расходятся в оценках, но согласны в главном: изменения в системе исполнения наказаний не только не улучшили, а наоборот, ухудшили ситуацию.

Непродуманность и противоречивость принимаемых мер приводит как к ухудшению условий содержания заключенных, так и к снижению уровня профессионализма работников ФСИН.

Признав, что четыре года были потрачены впустую, власти вместе с общественниками начинают обсуждать «корректировку реформы». Сможет ли новая межведомственная комиссия сдвинуть дело с мертвой точки, покажет будущее. Пока красивые слова трансформировать в реальные дела не получается.