Капитан не оставил «Шанса». Объявлены причины гибели краболова и экипажа

Перевернутое рыболовецкое судно «Шанс-101». Фото: РИА Новости

Ространснадзор на своём сайте опубликовал выводы межведомственной комиссии, занимавшейся выяснением обстоятельств крушения в январе 2013 года в Японском море краболова «Шанс-101» и гибели 15 членов его экипажа.

   
   

Ошибка ценою в жизнь

Судно «Шанс-101», принадлежащее ЗАО «Рыболовецкий колхоз „Восток-1“», отправилось на промысел краба 27 декабря 2012 года. Экипаж корабля состоял из 30 человек: 19 россиян и 11 индонезийцев.

Трагедия произошла 26 января 2013 года. В условиях шторма судно опрокинулось. По мнению экспертов, причиной этого стали неправильные действия капитана корабля. Он решил совершить поворот на обратный курс через левый борт. При манёвре краболов стал правым бортом (лагом) к волне.

Корабль, оказавшийся не готовым к плаванию в штормовых условиях, не выдержал натиска стихии. Непосредственной причиной катастрофического развития событий стало внезапное самопроизвольное открытие двери рыбообрабатывающего цеха на правом борту.

«Шанс-101» стал стремительно заполняться водой. Крен судна капитан попытался выровнять перекачкой топлива на левый борт, но выполнить данную команду уже не успели – судно орокинулось.

По мнению комиссии, судовладелец ЗАО «РК Восток-1» неудовлетворительно организовал контроль над эксплуатацией судна «в части исполнения требований безопасности мореплавания».

Из 30 членов экипажа спасателям удалось найти лишь 15 – 11 россиян и 4 индонезийцев. Ещё 15 человек из команды «Шанса-101» по сей день числятся пропавшими без вести, поскольку их тел и не удалось обнаружить.

   
   

Впрочем, капитану Владимиру Павлову, признанному комиссией виновником катастрофы, уголовная ответственность не грозит – он умер 29 января на подобравшем его судне-спасателе.

Выводы, сделанные межведомственной комиссией, в целом не расходятся с версией, обнародованной изначально.

Об ошибке капитана говорили и спасённые члены экипажа. Доставленные в больницу на Сахалин, они признавались, что так и не смогли понять, что заставило совершить Владимира Павлова ошибочный, самоубийственный манёвр, после которого «Шанс-101» захлестнули штормовые волны.

Состояние самого судна моряки оценивали как «нормальное».

Выжившие вопреки

Уцелевшие в катастрофе рассказали, что на гибнущем судне началась настоящая паника. На сброшенный с борта первый плот, рассчитанный на десятерых, забрались больше двадцати человек. Причём первыми погибающее судно покинули капитан и боцман.

Переполненный плот стал зачёрпывать воду, грозя погубить всех, кому-то всё-таки удалось развернуть второе спасательное средство. На этот плот, по рассказам выживших членов экипажа, пересело всё начальство, забрав даже вёсла.

Последнее, что услышали моряки от своего уплывающего капитана, было: «Простите, пацаны!».

Капитана и ещё четырёх членов экипажа, находившихся на плоту с ним, подобрало спасательное судно «Талан». Но по дороге к берегу Владимиру Павлову стало значительно хуже, и он скончался.

Причиной этого стало то, что морякам пришлось провести в ожидании спасения в штормовом зимнем море почти двое суток. Из-за стремительности катастрофы сигнал бедствия подать не успели, а судовладелец хватился судна только через сутки после исчезновения.

К тому моменту, когда сухогруз «Анатолий Торчинов» подобрал моряков с первого спасательного плота, в живых осталось только 10 из 18 человек. Уцелевшие рассказали, что тела погибших от переохлаждения они спустили за борт. Но, поскольку тела их не обнаружены, они до сих пор официально в списке без вести пропавших.

Нужно отметить, что, кроме плотов, остальные спасательные средства на «Шансе-101» оказались негодными к применению. Не сработал радиобуй, который должен был автоматически включиться после затопления судна. Вышли из строя также ракетницы и дымовые шашки.

Медики признались, что в этих условиях и при позднем начале поисков потерпевших крушение (через 28 часов после гибели судна) шансы выжить у экипажа были невысоки. Штормовое зимнее море, температура воздуха, доходившая до минус 10 – эти факторы могли привести к тому, что спасатели обнаружили бы на плотах только трупы. Спасли же моряков, по мнению врачей, крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка.