Департамент торговли и услуг города Москвы выступил с инициативой легализовать деятельность уличных артистов, предложив им покупать патенты на право творчества. Свободных художников с Арбата, музыкантов из переходов и двойников знаменитостей, которых так часто можно встретить на Манежной площади, приравняют к мелкорозничным торговцам и заставят платить налоги. Корреспондент АиФ.ru встретила в разных переходах столицы уличных музыкантов и узнала, что они думают о попытке узаконить их творчество.
Фото с обезьянкой
Из перехода на станции метро Преображенская площадь доносится отчаянное «Достало, ой-ееее». Парень с крашеными желтоватыми волосами, в куртке на молнии и чёрной скатавшейся шапке резво «чешет» на гитаре. Парня зовут Андрис. Он из Латвии, но в московских переходах играет уже не первый год.
«У нас репертуар стандартный. Единственное отличие от большинства московских музыкантов – я мало играю Цоя и компанию. Регги в основном. А то, как ни зайдёшь в метро, так слышишь: „…тёплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног. Звёздная пыль на сапогах…“ Фото с обезьянкой – 50 рублей. Запись с обезьянкой – 150!» – внезапно спохватывается он и резко закрывает лицо руками.
«Про инициативу чиновников из департамента торговли я слышал. Весь мой нецензурный им ответ: как клал на них, так и буду класть. Я всегда найду место, где поиграть. Пусть тогда каждый человек, собирающий бутылки, платит 13 % налога с каждой. Тоже будет правильно».
«Вопрос в другом, – вступает в разговор его товарищ. – Кто патентовать будет? Кто-то компетентный, востребованный или как? Ректор с Гнесинки?»
По словам замглавы департамента торговли и услуг Никиты Кузнецова, подготовлен специальный документ, согласно которому, уличные артисты, получающие за свою работу деньги, будут считаться нелегальными предпринимателями. Патент даст возможность свободного творчества в конкретной точке города. Стоимость патента будет зависеть от географии выбранного места: центральные части Москвы, разумеется, будут стоить дороже.
«У Департамента торговли уже есть технологии распределения мест, поэтому они и займутся этим, – пояснила заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменёва. – Это будет примерно тот же принцип, по которому определяются места для проведения ярмарок выходного дня или организации уличной торговли. Но, конечно, условия для артистов будут совсем другие. За художниками и музыкантами будут закреплены места, на которые, кроме них, никто не сможет встать».
При этом, по словам Евгении Шерменёвой, появления такой профессии, как уличный артист, ждать не стоит. Патент лишь даст артистам возможность работать на «своём месте».
«Опция, при которой можно получить бумагу, дающую разрешение на этом конкретном месте заниматься выступлениями. По оплате – пока можно только сказать, что это будет некая чисто символическая сумма», – добавила собеседница.
На Арбате сквозь шум, который создают перекрикивающиеся туристы и зазывающие их в сувенирные лавки продавцы, пробивается грустная песня русской волынки. Её обладатель – музыкант Павел Степанов – сделал свой инструмент вручную. Мастера можно встретить в разных точках столицы – от Речного вокзала до Арбатской, с ним неизменно: набор цветных деревянных свистулек на продажу, магнитофон с минусовкой, под которую он играет, и объявление на большой пыльной картонке: «Изготовлю инструмент. Бесплатно обучу играть».
«Мне копейки бросают, с чего я буду налоги платить? Вы мне должны платить за то, что я выхожу, своё здоровье трачу, чтобы людей развеселить, создать им хорошее настроение. Ко всем чиновникам: не мудрите, а приходите и благодарите тех, кто читает стихи, играет на инструментах, показывает представления. Платите, наоборот, за выход. Вы прошли мимо, да дайте вы ему хоть 100 рублей, чтобы он купил себе батон хлеба и бутылку кефира. А не то, что там искать способы оплаты. Тяжело. Руки болят, всё болит. Вы хоть сами когда-нибудь на инструменте играли на улице? Выходишь, первый раз взял инструмент, сам сделал. Арбат – хорошая школа для многих. Что же вы с них деньги дерёте? Сейчас ведь музыкантов на улицу не вытянешь! Дайте им возможность».
По соседству с волынщиком – ансамбль звонарей «Небесная высь». Они уже «загрузили» инструменты в салон большой жёлтой газели и в ожидании задержавшихся коллег по цеху вышли на улицу покурить.
«Всё должно быть по доступным ценам. Если администрация Арбата будет знать, кто здесь, в какое время, откуда, почему бы и ни купить патент? – рассуждают музыканты Геннадий Харламов и Виктор Данилевич. – Если это даст нам право свободно играть. Только вот патент должен стоить каких-то вменяемых денег. Уличные музыканты – фанаты своего дела, иначе бы их попросту не было. Если будет дорого – здесь никого не останется. Больших денег на улице не соберёшь».
Дела идут, контора пишет
Идея лицензирования деятельности уличных артистов витала в воздухе ещё в прошлом году. Тогда департамент культуры, а не торговли и услуг, обещал предоставить творцам освещение, подключение к электросетям и постоянные места для выступлений в общественных местах города: парках, переходах, торговых рядах.
В полупустом переходе на Маяковской гитарист Дима с выбитым передним зубом и хитрой улыбкой много курит и играет «классику жанра»: Кино, Наутилус, ДДТ. Спрашивает, есть ли у меня деньги, чтобы оплатить его время. «У нас тут бизнес», – деловито поясняет он.
Дима считает, что идея с патентами и лицензированием могла бы сработать в Европе, но Россия – особый случай. «Патент – это хорошо. Но это подразумевает уплату налогов. А как вы нашу кассу будете обкладывать налогами? – напирает Дмитрий. – Вот и весь вопрос. Кто тебе скажет свою зарплату? Тебе скажут: либо всё хорошо, либо всё плохо».
– А всё хорошо или плохо?
Дмитрий выдувает сигаретный дым мне в лицо, молча, прищурившись, кивает и говорит: «Дела идут, контора пишет».
«Заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Павел Бирюков запретил на Арбате музыкантам после шести вечера играть, – бросает мне вслед музыкант. – Если лицензию всё-таки введут, то пускай эту фигню убирают. В третьем переходе возле Садового кольца поставил ЧОП. И охранники гоняют музыкантов, не дают работать. Пускай с этим разберутся, а потом и о лицензии поговорим».
Смотрите также:
- О чём поёт ночная птица? Голоса многих пернатых можно услышать в темноте →
- От каких фобий страдают российские знаменитости? →
- Максим Галкин помешался на роскоши →