«Моей маме протезируют полностью верхнюю челюсть — ставят металлокерамику. Сумма в итоге выходит довольно приличная, причём изначально цена была названа одна, но потом начали „всплывать“ какие-то дополнительные услуги и затраты, и в результате цифра в счёте — совсем другая. Вдобавок, оказалось, что никаких документов — кроме собственной медицинской карты и расписки в отсутствии аллергии — мама не подписывала. Не поздно ли теперь заключать с клиникой письменный договор? Подскажите, какие пункты следует прописать в нём в первую очередь?»
Ярослав, Москва
Отвечает Дмитрий Шилов, юрист «Инвесткафе»:
— На практике стоматологические клиники, как правило, имеют стандартные договоры об оказании своим клиентам такого рода медицинских услуг. Поэтому рекомендовал бы вашей маме потребовать от клиники заключения договора в письменной форме.
На что необходимо обратить внимание? Начнём с того, что возмездное оказание гражданам медицинских услуг регулируется соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ (глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»), Законом РФ «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 779 Гражданского кодекса, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. А пункт 2 указанной статьи определяет, что правила главы 39 ГК РФ применяются в случае с медицинскими услугами.
Среди пунктов, которые должны обязательно содержаться в этом договоре, я бы в первую очередь назвал следующие:
1. Данные о лицензии клиники на осуществление такого рода медицинской деятельности и период ее действия.
2. Наименование и цена оказываемых клиникой услуг и связанных с ними работ, сроки оказания услуг.
Согласно статье 33 Закона РФ «О защите прав потребителей», на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы ТОЛЬКО при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине была существенно превышена приблизительная смета, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
Смотрите также:
- Всё о праве на бесплатную медпомощь: памятка-инструкция →
- Россияне сами смогут выбирать себе поликлинику →
- Правительство увеличило субвенции на лекарства →