Юридические баталии
7 декабря 2009 года в Мосгорсуде будет рассмотрена жалоба гражданки России, жительницы Испании М.В. Романовой, которая называет себя Великой княгиней и законной престолонаследницей (есть, впрочем, и другие претенденты на романовский трон). Гражданка Романова жалуется на то, что Тверской суд Москвы согласился с перенаправлением ее заявления по поводу прекращения уголовного дела по факту гибели членов царской семьи из Генпрокуратуры в Следственный комитет.
Переведем юридическую казуистику на человеческий язык. Наследница престола хочет возобновления уголовного дела по факту гибели Николая IIи его семьи, которое было приостановлено 15 января 2009 года за смертью подозреваемых. Романова и ее адвокаты полагают, что убийство это было не уголовным преступлением, а политическим. Логика железная: год назад Николай Романов и его семья были реабилитированы, а реабилитировать можно только безвинно осужденного. Убитые в подворотне реабилитации не подлежат, указывает адвокат княгини Герман Лукьянов.
Брать на себя ответственность за новый виток старого дела Генпрокуратура отказалась, «отфутболив» заявление в Следственный комитет. А тот 20 октября отказал гражданке Романовой в ее просьбе.
Кому выгодно?
И вроде бы все уже ясно с делом 91-летней давности. События ночи с 16 на 17 июля 1918 года названы убийством, известны имена виновников, есть и юридическое, и политическое осуждения убийц, погибшие и реабилитированы, и канонизированы. Останки преданы земле по христианскому обряду. Разве что имя Войкова продолжает украшать Москву, но это можно счесть вполне скромной уступкой левым силам, по-прежнему считающим его героем. Так, один из лидеров российских коммунистов Иван Мельников резко раскритиковал решение о реабилитации царской семьи:
«Сегодня признавать эту позицию наших предков неверной – как минимум, неуважительно. А как максимум, опасно. Верховный Суд взял на себя ответственность, о которой даже не подозревает. Я убежден, что это решение из разряда конъюнктурных, а, значит, временных. Сегодняшняя трактовка будет рано или поздно исправлена и все станет на свои места».
Довольны все, кроме коммунистов и… императорского дома. Юридическая активность немолодой уже великой княгини заставляет задуматься: а не мечтает ли она о реституции – то есть возвращении династии на трон?
Прошлое и будущее
Доля сторонников восстановления монархии в России не так уж мала – от 3 до 10 процентов по разным опросам. Правда, далеко не все они видят на троне именно Романовых. Но важен тот факт, что российские монархисты способны при желании собрать под свои знамена значительные силы. Правда, Мария Владимировна заранее открещивается от них: «Я считаю, что реституция в России невозможна. Попытка ее проведения повлекла бы за собой новый передел собственности, что было бы чрезвычайно опасным для гражданского мира в нашей стране. Исходя из национальных интересов, я принципиально против реституции».
Правда, она же на публичных выступлениях не забывает упомянуть, что если народ ее позовет, то великая княгиня не сможет ему отказать. А это уже, как ни крути, заявка на престол. Одаряя друг друга и свое окружение орденами несуществующей империи, Романовы не могут отогнать от себя мысль о возвращении короны. Отсюда и весь шум вокруг давней трагедии, в которой, казалось бы, уже поставлена вполне достойная точка.
И не стоит ставить хлопоты вокруг последнего царя рядом с возобновившимися спорами о роли Сталина. Окончательная оценка коммунистического вождя чрезвычайно важна не только для прошлого, но и для будущего России, для выбора путей ее развития, для определения ее места в современном мире. Романовы же остались в прошлом. И никакие заявления в Следственный комитет этого не изменят.
Смотрите также:
- Как не превратить март 2012-го в февраль 1917-го →
- Польша как пример «непереваривания» для Донбасса →
- Безграмотный академик во главе →