Закон или дышло. Чем заканчивались референдумы в СССР и России?

Бюллетень для голосования на референдуме РСФСР, 17 марта 1991 года. © / Борис Кауфман / РИА Новости

Обсуждали веками, решились в 1990-м

Свободное волеизъявление граждан по важнейшим государственным вопросам уходит своими корнями в античность. В Новое время подобная практика была распространена в Западной Европе. Так, Наполеон Бонапарт провёл целую серию референдумов, включая волеизъявление 1804 года, на котором было утверждено создание Французской империи.

   
   

В нашей стране идея о вынесении важнейших вопросов жизни страны на всеобщее голосование обсуждалась с XIX века, но практически была реализована лишь на закате горбачёвской перестройки.

К концу 1990 года обстановка в Советском Союзе настолько обострилась, что на IV Съезде народных депутатов СССР был поставлен вопрос о дальнейшем существовании государства. В ходе дискуссии депутаты пришли к выводу — СССР должен быть сохранён как «обновлённая федерация равноправных суверенных республик». Однако окончательное решение вопроса, по инициативе президента СССР Михаила Горбачёва, было решено вынести на всесоюзный референдум.

Интересно, что решение о вынесении вопроса о судьбе Советского Союза на всеобщее голосование было принято 24 декабря 1990 года, а закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» был принят лишь тремя днями позже.

Быть или не быть, вот в чём вопрос

16 января 1991 года Верховный Совет СССР принял решение назначить проведение референдума на 17 марта 1991 года. На голосование был вынесен вопрос в следующей формулировке: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». Участники голосования имели право выбрать один из двух ответов — «Да» или «Нет».

Ситуация с проведением референдума была непростой — организовать полноценное голосование не удалось в Прибалтике, Армении, Грузии, Молдавии. Власти этих республик, взявшие курс на отделение от СССР, намеренно саботировали свободное волеизъявление. Тем не менее и на этих территориях были открыты участки для голосования.

В итоге в референдуме 17 марта 1991 года из 185,6 млн граждан СССР с правом голоса приняли участие 148,5 млн (79,5 процента от общего числа). «Да» сохранению Советского Союза сказали 113,5 млн (76,43 процента от участвовавших в голосовании.

   
   

Таким образом, граждане дали твёрдый ответ — единая страна должна быть сохранена.

Народ выбрал единую страну, но политикам было плевать

Однако разработанный проект договора федерации «О Союзе Суверенных Государств», который должен был быть подписан 20 августа 1991 года, фактически не выполнял решения референдума. Во-первых, многие эксперты считали, что положения, внесённые в него, не соответствуют модели, при которой можно говорить о сохранении единой страны. Кроме того, его были готовы подписать лишь 9 из 15 республик СССР. Это означало, что центральные власти, включая Михаила Горбачёва, де-факто соглашались с начавшимся процессом распада страны.

Именно это и вызвало попытку отдельных руководителей СССР без участия Михаила Горбачёва сохранить страну с помощью чрезвычайных мер. События, развернувшиеся 18–21 августа 1991 года, вошли в историю как «переворот ГКЧП».

После провала ГКЧП сил, способных противодействовать сепаратистам, фактически не осталось.

8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали так называемое Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вместе с созданием СНГ объявлялось о прекращении существования СССР.

Тем самым решение референдума 17 марта 1991 года было не просто проигнорировано, а грубо нарушено. Политики вытерли об него ноги, продемонстрировав своё подлинное отношение к народному волеизъявлению.

Как создавали российский «трон» для Бориса Ельцина

Первый всероссийский референдум состоялся в один день со всесоюзным — 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос, сформулированный следующим образом: «Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?».

По мнению большинства историков, наиболее активными сторонниками введения поста Президента РСФСР были сторонники тогдашнего Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина, вступившего в жёсткое противостояние с главой СССР Михаилом Горбачёвым. Ельцин, который к весне 1991 года взял курс на сознательное саботирование деятельности союзных органов государственного управления, желал сравняться в чинах и полномочиях с политическим оппонентом.

Во всероссийском референдуме по вопросу о введение поста Президента России приняли участие 76 425 110 избирателей, что составило 75,09 процента от общего числа имеющих право голоса. «Да» на вопрос референдума ответили 53 385 275 человек (71,38 процента), «Нет» — 21 406 152 человека (28,62 процента). Референдум не проводился в Северной Осетии, Туве и Чечено-Ингушетии. В Татарстане и Коми АССР были попытки бойкотирования референдума.

В соответствии с итогами референдума, в РСФСР был введён пост президента. Первые президентские выборы состоялись 12 июня 1991 года. Уверенную победу уже в первом туре одержал Борис Ельцин, набравший 57,3 процента голосов.

Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин голосует на избирательном участке во время всесоюзного референдума 1991 г. Фото: РИА Новости/ В. Чистяков

Весна 1993-го: волеизъявление перед расстрелом

К весне 1993 года в острую фазу перешло противоборство двух ветвей российской власти — исполнительной и законодательной. Курсу президента Ельцина противостояли большинство депутатов Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов РСФСР. Вокруг парламента объединялись противники радикальных экономических реформ, приведших к резкому обнищанию населения.

Попытка разрешить кризис была предпринята при помощи референдума, на который были вынесены четыре вопроса:

1) Доверяете ли вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?

2) Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?

3) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

4) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конституционный суд России установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвёртому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей.

Проведение референдума было назначено на 25 апреля 1993 года. Сторонники Ельцина, установившие контроль над большинством СМИ, включая радио и ТВ, запустили агитационный лозунг «Да-Да-Нет-Да», призывая именно таким образом голосовать на референдуме.

На первый вопрос референдума, касавшийся доверия президенту, «Да» ответили 58,7 процента избирателей, «Нет» — 39,2 процента.

Социально-экономическую политику президента и правительства России одобрили 53 процента участников голосования, «Нет» сказали 44,6 процента избирателей.

Интересная картина сложилась с вопросами, касавшимися необходимости досрочных перевыборов президента и парламента.

Перевыборы президента поддержали 49,5 процента проголосовавших, перевыборы парламента — 67,2 процента. Однако, как говорилось выше, Конституционный суд принял решение, что для положительного ответа необходимо набрать не менее 50 процентов голосов от списочного состава избирателей. За перевыборы президента проголосовали 30,2 процента всех, имеющих право голоса, за перевыборы парламента — 43,1 процента. Таким образом, решение о перевыборах в обоих случаях не было принято.

В итоге референдум 25 апреля не решил главной задачи — не смог прекратить политический кризис. Противоборствующие стороны трактовали его итоги прямо противоположным образом. В итоге в сентябре 1993 года президент Ельцин в нарушение действующей конституции объявил о роспуске Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов РСФСР. После отказа парламента подчиниться Ельцин предпринял попытку силового разгона противников, которая завершилась расстрелом здания парламента из танков и убийством правительственными войсками десятков сторонников Верховного Совета 3–4 октября 1993 года.

Для Конституции-1993 поменяли правила игры

После силового разгона парламента при помощи армии и МВД в октябре 1993 года президент Ельцин и его сторонники стали готовить выборы в новый законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, а также проведение ещё одного референдума — на сей раз по вопросу о принятии новой конституции.

Окончательная работа над проектом новой конституции велась в условиях, когда все противники режима Ельцина были отстранены от законотворческого процесса. Дискуссии вокруг положений основного закона страны между представителями различных политических сил де-факто не проводилось.

Проведение референдума по новой конституции было назначено на 12 декабря 1993 года, одновременно с парламентскими выборами.

Вопрос был задан в следующей форме: «Принимаете ли вы Конституцию Российской Федерации?».

Любопытно, что референдум официально именовался «всенародным голосованием». Инициатором референдума, по действующим на тот момент законам, могли быть Съезд народных депутатов и Верховный Совет, однако они были разогнаны, а спикер парламента Руслан Хасбулатов брошен в тюрьму.

Голосование за конституцию проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», принятым указом Ельцина, а не по Закону РСФСР «О референдуме». Главное отличие заключалось в том, что закон гласил: решения по конституции считаются принятыми, только если «за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесённых в списки для участия в референдуме». «Положение о всенародном голосовании» делало возможным принятие конституции 50 процентами плюс один голос от числа тех, кто пришёл на избирательные участки.

Такое изменение объясняется тем, что сторонники Ельцина всерьёз опасались, что собрать 50 процентов голосов за новую конституцию от общего числа избирателей страны им не удастся.

Приняли и забыли

25 ноября 1993 года Центризбирком и Третейский информационный суд, созданный для рассмотрения споров, касающихся предвыборной агитации, сделали совместное заявление о недопустимости использования эфирного времени для агитации против принятия проекта конституции. Таким образом, власти использовали все доступные средства, чтобы избежать возможного провала голосования.

Согласно официальным итогам подсчёта голосов, в референдуме по новой конституции приняли участие 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых — 32 937 630 (58,4%) проголосовали за принятие новой конституции. Согласно Закону РСФСР «О референдуме», конституция не могла бы считаться принятой, так как её поддержали всего 31,02% от числа зарегистрированных избирателей в России. Количество противников конституции оказалось выше числа тех, кто её поддержал, в 19 субъектах федерации — 9 республиках и 10 областях.

Несмотря на всё это, Конституция России 1993 года по-прежнему является основным законом страны.

С декабря 1993 года общенациональные референдумы в Российской Федерации более не проводились.