В России так сложилось, что зимние праздники — это сплошная радость: добрые Дед Мороз и Снегурочка в окружении зайчиков и белочек, одной левой победившие злого волка, дарят детям подарки. Благолепие можно ложкой черпать, так его густо в воздухе. А ведь тотальное благополучие российских (точнее сказать, ещё советских) новогодних традиций — это скорее исключение в европейской истории.
Сестра Бабы-яги
Например, святая Епифания, она же Бефана, внешне явная родственница нашей Бабы-яги, в Италии вовсе необязательно осыпает детей конфетами, хотя это она тоже делает, причём в прямом смысле: сыплет горсти карамелек и шоколадок в окружающих её людей на народных гуляньях.
Выточи себе демона
Впрочем, угольки — это ещё ягодки. Кое-где в Европе встречается порой такое, что больше похоже на сценарий фильма ужасов, а не на детский новогодний утренник. Самым жутким праздником, пожалуй, можно назвать вечер 5 декабря на бывших австрийских территориях, ныне принадлежащих Итальянской Республике и расположенных в самой северной её части: Мерано, Тарвизио, Випитена, Толмеццо, Уговицца и в ряде других областей. Речь идёт о старинной, восходящей к XVI веку традиции, связанной с таким леденящим кровь явлением, как «крампус».
Крампус — это вырезанная из дерева маска жуткого вида, снабжённая рогами и зубами, взятыми от настоящих животных — от козлов, к примеру. Когда-то давно её вырезали собственноручно, но в наши продвинутые времена существуют целые мастерские-магазины по изготовлению и продаже крампусов. Цена на них, кстати, немаленькая: самый простенький вариант стартует от семисот евро, а особо выдающиеся экземпляры могут стоить и по нескольку тысяч.
Кто ты, Санта?
Шестое декабря — день Николая-угодника, чьё имя в англоязычных странах трансформировалось в общепринятое теперь почти повсеместно Санта-Клаус, а сам его образ из иконописного святого превратился в того самого новогоднего Санта-Клауса, который нынче известен детишкам во всём мире. Так вот, накануне пятого декабря в маленьких населённых пунктах в Альпах случается страшное: из поросших лесом заснеженных гор выходят, рыча и вопя, самые настоящие дьяволы в поисках плохих детей. У них в руках факелы, плётки, палки, а также уголь для непослушных ребят.
Правда, надо отметить, что все желающие выйти из лесу с факелом 5 декабря находятся на строгом учёте: владелец каждой «действующей» маски зарегистрирован в полиции в формате «паспортные данные + изображение маски». Таким образом, пропадает возможность для настоящих маньяков или убийц делать своё грязное дело под прикрытием рогато-клыкастого демона.
Страшные сказки
В те времена, когда каждый из ряженых мастерил себе маску собственноручно, уже само это действие служило некой психологической разрядкой: подсознательно человек вырезал ту зверскую рожу, какую носили его собственные внутренние демоны, — и таким образом резчик как бы избавлялся от них. А пресловутый «выход из лесу» окончательно расслаблял владельца маски и позволял ему скинуть накопившиеся за год стрессы и неврозы. Дети в свою очередь получали практический урок приобщения к религии — даже самые маленькие понимали, что к чему.
Таким образом, современные сусальные и до крайности приторные Деды Морозы, умеющие только подарки раздавать, в сущности, вещь непродуктивная и, можно сказать, декоративная, которая, если её не уравновешивать хотя бы злым волком, рискует отмереть за ненадобностью весьма быстро.
Смотрите также:
- Руками не шалить. Советы юношам из книги «Юности честное зерцало» 1717 года →
- «Народный траур». Как Армения отреагировала на жестокое убийство в Гюмри →
- Константин Кудряшов: Советское православие →