Упавшие вместе. Самые известные «коллективные» авиакатастрофы в истории

Обезглавленный флот

40 лет назад, 7 февраля 1981 года, близ военного аэродрома под Ленинградом после взлёта рухнул на землю самолёт Ту-104, летевший во Владивосток. На его борту находились 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа. Среди погибших оказалось сразу 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов первого ранга и полковников, возвращавшихся со сборов высшего командования всех флотов ВМФ СССР. В результате Тихоокеанский флот был практически полностью обезглавлен.

   
   

Подобных потерь во флоте не было даже во Вторую мировую войну. Информацию об авиакатастрофе засекретили. Только через два дня в армейской газете «Красная звезда» поместили небольшой некролог: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота». И соболезнование родным и близким погибших от Минобороны СССР и Главного политуправления Советской Армии и Военно-морского флота. 

Руководил учениями главком ВМФ, адмирал Сергей Горшков. Утром 7 февраля подвели итоги, лучшим был признан Тихоокеанский флот. Сборы завершились, и руководство флотов начало разлетаться по домам. Вечером Ту-104 с бортовым номером 42332 должен был лететь с аэродрома в г. Пушкин (28 км от Ленинграда) во Владивосток. В 18.00 самолёт начал разбег по взлётной полосе. Через несколько секунд, едва оторвавшись от неё, он рухнул на землю.  

Первой мыслью, посетившей членов специально созданной комиссии, было подозрение в отказе системы управления, не исключали и взрыва на борту. Однако в ходе расследования подтвердилась версия о том, что катастрофа произошла из-за неправильного размещения груза и пассажиров в салоне воздушного судна. В самолёт загрузили тяжёлые рулоны бумаги и много другого багажа. Смещение незакреплённого груза ухудшило аэродинамику, что и проявилось почти сразу после отрыва шасси от ВПП. 

Большинство из погибших моряков были похоронены на ленинградском Серафимовском кладбище. В 1983 году на их могиле по личному распоряжению адмирала Горшкова был воздвигнут мемориал. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» появилась на нём в 2000 году. С 1991 года ежегодно 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Петербурга служится панихида по погибшим морякам. 15 июня 2000 года в храме была открыта мемориальная доска с их именами, а 7 февраля 2017 года памятник погибшему командованию Тихоокеанского флота открыли во Владивостоке.

После той трагедии было предписано осуществлять перевозки пассажиров на военных самолётах и только со взвешиванием багажа, с использованием привязных ремней и всего того, что давно применялось в гражданской авиации. Кроме того, было запрещено командующим летать одним самолётом со своими первыми заместителями. Сами Ту-104 вывели из эксплуатации в ВС СССР. С гражданских рейсов самолёты этого типа сняли ещё в 1979 году. 

Уйти командой

Эта катастрофа была далеко не единственной, в которой гибли не просто не знакомые друг с другом пассажиры, а целые коллективы. 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска столкнулись два самолёта Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот»: один следовал рейсом Челябинск — Воронеж — Кишинёв, другой по маршруту Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск. В результате погибли все находящиеся на бортах 178 человек, среди которых оказались все члены футбольной команды Высшей лиги СССР «Пахтакор» из Ташкента — 14 игроков, тренер, администратор и врач. Согласно выводам расследования, причиной трагедии стала ошибка авиадиспетчера. 

   
   

Спортивные коллективы вообще довольно часто становились жертвами подобных происшествий. 18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла-Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии. Сильнейшая хоккейная команда Европы тех лет летела на товарищеский матч в Лондон, когда их самолёт по неизвестной причине рухнул в пролив. Спастись не удалось никому. 

5 января 1950 г. во время захода на посадку в сложных метеоусловиях в свердловском аэропорту потерпел катастрофу военно-транспортный самолёт. На его борту находились 19 человек, в том числе 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС. Легендарный хоккеист и футболист Всеволод Бобров опоздал, благодаря чему остался жив. 

15 февраля 1961 года сборная США летела на чемпионат мира по фигурному катанию. При пересадке в брюссельском аэропорту машина вдруг ушла в пике, а после свалилась в болото рядом с аэропортом. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, среди которых 18 фигуристов и 5 тренеров американской сборной. Чемпионат мира отменили. 

7 сентября 2011 г. Як-42, направлявшийся чартерным рейсом из Ярославля в Минск, не сумел набрать нужной высоты, упал после взлёта и взорвался. На нём летела ярославская хоккейная команда «Локомотив». Из 45 пассажиров — игроков, тренерского штаба и другого персонала команды и членов экипажа самолёта — в живых остался лишь один человек из экипажа. 

Несостоявшийся визит 

В ночь на 18 сентября 1961 года Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд полетел на переговоры с лидером сепаратистов конголезской провинции Катанга в город Ндола (Северная Родезия). В полутора десятках километров от аэропорта самолёт генсека потерпел крушение. Погибли все находившиеся на борту — 10 дипломатов и миротворцев и 6 человек экипажа. 

19 октября 1964 года советская военная делегация во главе с начальником Генерального штаба, первым замминистра обороны маршалом Бирюзовым летела на 20-летие освобождения Белграда от немецких оккупантов. С ним были зав. административным отделом ЦК КПСС генерал Миронов, начальник Военной академии бронетанковых войск генерал Жданов и другие. При подлёте к аэропорту Белграда самолёт Ил-18 советских ВВС столкнулся с горой и взорвался. По разным данным, погибли от 18 (по официальной версии) до 33 человек. Поскольку тела погибших были обуглены, опознать их оказалось затруднительно. Маршала Бирюзова захоронили у Кремлёвской стены. 

10 апреля 2010 года должны были состояться траурные мероприятия, посвящённые 70-й годовщине «Катынского расстрела». Для участия в них из Польши вылетела делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, в которую входили высокопоставленные чиновники, депутаты, высшие чины вооружённых сил и др. Не долетев нескольких минут до смоленского аэродрома, президентский лайнер в условиях плохой видимости столкнулся с деревьями, упал на землю и полностью разрушился. Погибли все 88 пассажиров и 8 членов экипажа. 

25 октября 2016 года самолёт Ту-154 ВВС России совершал рейс по маршруту Москва — Сочи — Латакия (Сирия), однако вскоре после вылета из Сочи рухнул в Чёрное море. В результате погибли 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди них были артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова — солисты, хормейстеры, балетмейстеры и пр. во главе с художественным руководителем хора Валерием Халиловым. Тем же рейсом летели глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, федеральные чиновники, журналисты. Было возбуждено уголовное дело за нарушение правил полётов, повлёкшее тяжкие последствия. В декабре 2019 года уголовное дело о катастрофе прекратили, но в апреле 2020 года Мосгорсуд обязал пересмотреть решение о его прекращении.