Вход в Спасскую - белокаменное крыльцо в проезде под башней и массивная железная дверь чёрного цвета. К слову, после реставрации ворота Спасской будут открыты для туристов и из Кремля можно будет попасть сразу на Красную площадь. Но сейчас к башне приходится пробираться мимо бытовок, мощного электрогенератора и тепловых пушек, создающих комфортную для реставраторов температуру.
Куранты отдыхают
...С каждым новым пролётом в башне становится всё теснее. Подъём предстоит продолжить по чугунной, массивной, но изящной винтовой лестнице. Оп! Тут-то впервые и пригодилась каска. «А вот это, пожалуйста, не трогайте», - просит сопровождающий нас реставратор Олег из ведущей работы фирмы «БалтСтрой». Почему? Кажется, что этот железный прут сантиметров пяти в диаметре тут как раз для того, чтобы за него уцепиться и половчее протиснуться на ещё один пролёт вверх. «Это - от часов», - многозначительно поясняет Олег.
Оглядываемся: ого, мы ж докарабкались до курантов! Безликая чёрная железяка - это вал часового механизма. С одной стороны за стеной - сам механизм, кстати, один из самых старых в Европе. С другой - блок шестерёнок, которые крутят часовую и минутную стрелки. За шестерёнками виден огромный чёрный щит одного из четырёх циферблатов башни. Посадочные отверстия для цифр пусты, стрелок на циферблате сейчас тоже нет: с них кое-где сошло сусальное золото, появилась ржавчина - всё пришлось отправлять в мастерскую.
В этот момент куранты начинают бить - но как-то легковесно и как будто со стороны. Через маленькую дверь попадаем на звонницу башни - колокола заботливо обмотаны плёнкой, их языки сняты. А запись боя транслируется через установленные на время ремонта динамики.
Дальше приходится карабкаться снаружи башни, по строительным лесам. Во время недавнего пожара на колокольне Новодевичьего монастыря, которая тоже была на реконструкции, казалось: ну чему там гореть? Однако перекрытия лесов деревянные, кругом электропроводка, чтобы освещать зону работ и питать электроинструменты. Поэтому на каждом уровне здесь лежат огнетушители, а то и бережно смотанные пожарные рукава. Отдышавшись, разглядываем шатёр башни: то, что снизу кажется мозаичной черепицей, на самом деле покрашенные под черепицу медные листы. Краска на них уже обновлена.
Звезда изнутри
Наконец, вот он - шпиль, на котором закреплена звезда. Захватывает дух и от того, что стоишь на высоте 70 м, и от осознания того, что мало кто видел один из главных кремлёвских символов так близко. Нынешние звёзды появились на пяти кремлёвских башнях в 1937 г., в прошлый раз реконструировались в 1945-1946 гг. Прямо сейчас реставраторы аккуратно возвращают на место в каркас из нержавеющей стали рубиновые стёкла, сажая их на герметик. На самом деле стёкла, созданные в своё время на заводе «Красный май», трёхслойные: сверху рубиновое стекло, в середине хрусталь, изнутри молочное стекло.
Но, чтобы освещение было более равномерным, лампы внутри звезды находятся в «коконе» из рассеивающих свет стёкол - рефракторе. Сама звезда установлена на шпиле башни с помощью подшипника, который позволяет ей поворачиваться на 360 градусов в зависимости от направления ветра. Подшипники уже почистили и смазали, поэтому массивную конструкцию можно повернуть буквально одним пальцем.Лампу в звезде можно заменить из шатра башни, её цоколь размещён на длинной штанге. Впрочем, это раньше лампа в каждой башне была одна (на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - в 5 тыс. ватт, на Боровицкой и Водовзводной - в 3,7 тыс.). По спецзаказу такие лампы - с двумя спиралями накаливания для надёжности - делал Московский электроламповый завод. Для охлаждения мощного источника света в звезду нагнетался очищенный от пыли воздух. Но вскоре место для таких ламп останется только в музее. Что взамен? Испытывали даже новомодные светодиоды. Но остановились на связке из 4 металлогалогенных ламп общей мощностью 1 тыс. ватт. Обещают, что с ними рубиновые звёзды гореть будут так же ярко. Уже очень скоро свет обновлённой звезды на Спасской башне мы сможем оценить и сами.