Тайны «чистильщика». Легендарный «альфовец» о шпионах и предателях

«Съём» отделением В. Зайцева предателя А. Толкачёва, 1985 г. © / Игорь Атаманенко / Из личного архива

Женские уловки

   
   

- Недавно мне прислал письмо бывший американский разведчик Майкл Селлерс*. Он ушёл из ЦРУ и теперь трудится в Голливуде, готовится снимать фильм о борьбе советской и американской разведок, - рассказывает Владимир Зайцев. - Я участвовал в операции по задержанию Селлерса в Москве в 1986 г. Теперь выясняется, что я у них там знаменитость. А в 80-е годы ЦРУ считало меня главным «чистильщиком»... В этом году другая моя «знакомая», Марта Петерсон**, уже давно пенсионерка, написала книгу о своей работе в Москве в качестве сотрудника ЦРУ. Я в её мемуарах тоже фигурирую. Она тогда, конечно, не знала, что человек в форме милиционера, от которого она мастерски отбивалась на Краснолужском мосту, сопровождая приёмы карате отборным русским матом, - это я. Мы тогда её долго не могли вычислить. Во-первых, женщины-разведчики до того на нашей территории не работали. Во-вторых, она намеренно создала себе образ разбитной бабёнки, которая то с охранниками в обнимку стояла, то на ступеньках с бутылкой виски отдыхала… А недавно к нам приезжал ведущий сотрудник одной американской структуры по разработке военной техники (им в своё время предатель Толкачёв передал секретные данные о радиоэлектронной начинке советских истребителей, в том числе позволяющей ускользать от американских самолётов и радаров, - и советские МиГи перестали быть неуязвимыми). Этот американец прямо признаётся, что КГБ был одной из сильнейших структур в те времена, его все боялись.

В жизни как в кино

Юлия Борта, «АиФ»: А сейчас ФСБ не боятся?

Владимир Зайцев: Опасаются, но ситуация изменилась. Когда в 1991 г. перестал существовать СССР, а с ним и КГБ, была такая неразбериха, что американские разведчики гуляли по стране, как у себя по буфету. За это время они могли приобрести источники информации среди наших граждан, на которые разведка рассчитывает до сих пор. К тому же сейчас не ограничен выезд за рубеж. Кого и на чём там могут завербовать, предугадать сложно…

- Но и методы работы изменились? Раньше у шпионов были парики, накладные усы. А теперь?

- Эти методы всё равно работают. Вот 3 года назад поймали американского шпиона, который пользовался париком и фальшивыми усами. Тогда ещё в прессе поднялся возмущённый вой: мол, ФСБ нам сказки рассказывает - какие парики и усы в наше время?! А как по-другому видоизмениться? Тот же Селлерс любил выходить на шпионские операции в лыжной шапочке с приклеенными под ней волосами и с фальшивыми усами. У меня даже фото есть, где он сначала с усами и в шапке, а потом без них - совсем другой человек (атрибуты у шпиона, пойманного ФСБ в 2013 г., были очень сходны с теми, которые в своё время изъяли у Селлерса, что навело наших разведчиков на мысль, что их до сих пор изготавливает одна и та же фирма. - Ред.). 

   
   

В середине 80-х американцы очень любили использовать надувные манекены, и некоторое время им удавалось водить за нос «наружку». Проделывали этот трюк так: как только машина с американским разведчиком оказывалась в «мёртвой зоне», оторвавшись на мгновение от слежки, он выпрыгивал из авто, а его напарница, сидящая за рулём, нажимала кнопку, и… из сиденья выскакивала резиновая кукла. Страсть к маскарадам у американских агентов была невероятная. Использовались даже резиновые маски вроде той, что была в известном фильме у Фантомаса. Любили и переодеваться в женские платья. Правда, это их не спасало. Опытные сыщики «наружки» всегда сначала запоминали походку объекта, а потом все остальные внешние признаки.

Много и сказок про разведчиков. Это только в кино наружное наблюдение встаёт в «хвост» и следует за предполагаемым шпионом. А на самом деле за одним объектом могло работать по 20-30 машин.

Задержание Марты Петерсон. Фото: Из личного архива Игоря Атаманенко

- Как вы относились к сотрудникам иностранных спецслужб?

- С уважением. Они выполняли свою работу, мы - свою. Другое дело - предатели: такие люди не заслуживают ни оправдания, ни снисхождения. Особенно когда начали активно использовать ампулы с ядом. Например, предатель Огородник отравил свою жену ядом, полученным от американской разведки, когда та начала догадываться о его шпионаже. И сам во время задержания, по одной из версий, покончил жизнь самоубийством с помощью яда, спрятанного в ручке. После этого всех подозреваемых в шпионаже сразу после задержания переодевали и забирали личные вещи. Так, когда брали другого предателя, Сметанина, обратили внимание, что тот всё время тянется к своим очкам, хотя вовсе не был близорук. Выяснилось, что в дужках очков тоже была отрава: коснись он их руками, яд моментально проник бы через кожу и убил его. В таких случаях, когда могли погибнуть и невинные люди, приходилось действовать жёстко. 

Народ не врёт

- Работа в «Альфе» не ограничивалась ловлей шпионов?

- Круг задач был очень широк. Помогали уголовному розыску ловить бандитов, выезжали на чекистско-войсковые операции, обезвреживали террористов. Даже сбором информации среди населения занимались. Скажем, приняли в ЦК какое-то решение, партийным руководителям надо узнать: а как люди к нему относятся? Отчётам, что присылали с мест райкомы и обкомы, верили мало. К примеру, получает райком информацию, что на заводе скоро буча будет, но не хочет показывать начальству, что не справляется, и в отчёте пишет про 2-3 отщепенцев, которые народ баламутят. А там на самом деле весь рабочий коллектив близок к бунту. Отправлял сотрудников «в народ»: кто-то в поезде дальнего следования заводил беседу с попутчиками, другие по Москве «гуляли»... А мы передавали информацию из первых уст, без приглаживания, чтобы можно было внести коррективы и успокоить людей. 

*Майкл Селлерс, агент ЦРУ, работавший под прикрытием 2-го секретаря посольства США, был задержан 10 марта 1986 г. во время встречи с майором КГБ С. Воронцовым.  Селлерс передал американцам образцы «шпионской пыли», которой советские контрразведчики обрабатывали автомобили американских дипломатов, подозреваемых в шпионаже. 

**Марта Петерсон попалась в 1977 г. во время закладки тайника для предателя А. Огородника, референта министра иностранных дел СССР. Спецслужбы вели её от самого посольства. В кинотеатре, куда она пришла под видом зрителя, шпионка успела надеть на яркое белое платье чёрный костюм, полностью преобразившись. Знатоки опознали её по походке и схватили с поличным.

Благодарим за помощь в подготовке материала Игоря Атаманенко, писателя и историка спецслужб, подполковника КГБ СССР.