Виталий Цепляев, «АиФ»: Сергей Никитич, режиссёр Михаил Ромм так отозвался о вашем отце: «Что-то было в нём очень человечное и даже приятное. Но вот в качестве хозяина страны он был, пожалуй, чересчур широк. Эдак, пожалуй, ведь и разорить целую Россию можно. В какой-то момент отказали у него все тормоза...» Что на это скажете?
— Вы говорили, что, «если бы Хрущёв остался у власти, в конце 1960-х годов в СССР была бы рыночная экономика» и она бы развивалась успешнее, чем в 90‑е. Трудно себе такое представить...
— Хрущёв стремился реформировать государство — за это его, по сути, и отстранили. Поняв, что централизованная система себя изжила, отец подготовил две реформы. Первая — в экономике. Отец считал: решать, что делать предприятию, должен его директор. Предприятие должно только часть продукции отдавать государству, а остальное продавать и тратить прибыль по своему усмотрению. Если бы реформа осуществилась, то, по логике, должна была бы состояться и приватизация госсобственности. Как в Китае, мы бы начали постепенно предприятия акционировать. Вторая реформа — политическая. Хрущёв подготовил проект новой Конституции СССР: вводилось разделение властей, подотчётность правительства постоянно действующему парламенту, выборы депутатов Верховного Совета не из одного, а из многих кандидатов... Как-то отец даже сказал: давайте сделаем несколько партий, чтобы кандидаты были не только от КПСС. К концу своей деятельности он уже практически отменил главенство областных и районных парторганизаций.
Он делал примерно то же, что Горбачев. Но в чем их отличие? Во-первых, Хрущев ясно понимал, что всё сразу сделать нельзя. Как он говорил, это всё равно, что открыть все створы в плотине - хлынет вода и смоет всё, включая тебя самого. Что, собственно, и сделал Горбачев. А во-вторых, в отличие от Горбачева, Хрущев был готов отвечать за свои реформы. Да, он устраивал дискуссии, выслушивал десятки предложений. Но после этого брал всю ответственность на себя.
— Вы пишете, что отец «не принимал важных решений, не посоветовавшись со специалистами». А как же провальная кампания с кукурузой, с освоением целины? Почему никто не отговорил его от этих авантюр?
— Я не соглашусь, что это были авантюры. Поймите: отец получил в наследство разорённое сельское хозяйство. В колхозах люди работали за галочки. И Хрущёв считал, что крестьян надо материально заинтересовать. Между прочим, за годы его правления производство сельхозпродукции увеличилось в два раза. С 1963 г. он начал строить заводы удобрений, благодаря которым сегодня мы имеем не 12 центнеров зерна с гектара, а 40-60. Да и освоение целины не было ошибкой. Казахстан по сей день остаётся одним из основных экспортёров зерна. Ошибка была разве что в том, что целину не так начали распахивать — надо применять безотвальную обработку почвы, чтобы избежать выветривания и пыльных бурь.
А что касается кукурузы... Хрущёв хотел, чтобы народ от хлеба и картошки перешёл к нормальному рациону, в котором есть всё — мясо, молоко, сметана, яйца... Чтобы вырастить мясо, нужно чем-то кормить скот. Учёные доказали, что самый выгодный корм — на основе кукурузы. И Хрущёв стал её внедрять. Он, конечно, не собирался сажать кукурузу везде, даже на Северном полюсе, это всё выдумки... Проблема ведь в чём состояла? Люди к кукурузе не привыкли. Вспомните картофельные бунты при Екатерине — крестьяне не хотели сажать картошку, потому что вместо клубней по незнанию собирали её зелёные ягоды — мало того что невкусные, так ещё и травились ими. У кукурузы своя особенность — ей нужен уход. Это овёс и пшеницу вы посеяли и забыли про них до уборки. А кукурузу надо несколько раз бороновать, окучивать. И Хрущёв столкнулся, с одной стороны, с консерватизмом крестьянина, которому неохота делать лишнюю работу, а с другой — с бюрократической машиной. Бюрократ хотел поставить галочку: приказали сеять кукурузу — буду сеять её везде, главное — отчитаться, а что посевы зарастают травой — не моё дело...
Лет 15 назад бывший министр иностранных дел Финляндии Виролайнен рассказывал мне такую историю. Он был знаком с отцом, и во время одного из визитов Хрущёв узнал, что Виролайнен стал по совместительству фермером, держит стадо дойных коров. «А чем их кормите?» - спросил Хрущев. «Сеном», - ответил финн. «Зачем сеном? Кукурузой надо! Я вам пришлю своего помощника, он научит». Приехал помощник Хрущева по сельскому хозяйству Шевченко, привез семена отборной кукурузы… Прошло время, и уже после отставки отца к Виролайнену как-то приехал Косыгин. Узнав про кукурузу, сказал: «Всё, можете уже её не сажать, мы Хрущёва сняли». А тот посмеялся: мол, я же не из-за Хрущева кукурузу сажаю, просто это выгодно»… И точно так же благодаря отцу кукуруза прижилась в Западной Европе – и в Германии, где Никита Сергеевич её тоже рекламировал немцам, и в Голландии – без неё хорошего сыра не сделаешь.
- Одной из неудачных идей Хрущева считают гонения на личные подсобные хозяйства, запрет людям держать скотину. Чем частная скотина-то ему помешала?
- Изучив опыт американцев, отец считал, что у нас крестьянин тратит свой труд непроизводительно. И предложил личные подсобные хозяйства убрать из дворов, вынести куда-то и там обрабатывать все вместе тракторами, это будет выгодно. Или взять коров, которых держит у себя колхозник - их же надо кормить, таскать откуда-то корм, а если корма не хватает, он будет его воровать... И Хрущев предложил - сдайте своих коров на ферму, а ферма вам будет потом давать и мясо, и молоко. Хотел, можно сказать, как лучше, а получилось как всегда. Хотя речь о повсеместном отъёме скота всё-таки не шла, были скорее «перегибы на местах».
- Скорее всего, сам - спичрайтеров у него вообще не было! Хрущев был последним руководителем СССР, которые свои речи писал сам. Точнее, он надиктовывал их стенографисткам, а потом с ними работала редакторская группа – в нее входили три его помощника, главные редакторы «Правды», «Известий» и еще несколько человек. Помимо прочего, они вписывали в тексты речей цитаты из Ленина и Маркса – потому что отец этих цитат, конечно, не помнил.
— На дебатах с вице-президентом США Никсоном на выставке в «Сокольниках», где американцы показали новинки своей бытовой техники, ваш отец саркастически спросил: «А нет ли у вас такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?» Он считал, что без посудомоечных машин и прочих «буржуйских штучек» советский народ проживёт?
— Мне больше запомнился другой эпизод. Никсон показал отцу электрический лимоновыжиматель, а Хрущёв и говорит: всё это, мол, выдумка и пропаганда, кому вообще нужно выжимать лимон с помощью машины, когда я его могу просто взять руками и выдавить себе в чай? Но вообще он любил узнавать что-то новое, любил учиться. Часто принимал у себя западных бизнесменов — немецких, американских, французских. Тех, кто сажал кукурузу, производил комбайны и пр. Отца, кстати, упрекали за то, что он с капиталистами встречается чаще, чем с руководителями компартий западных стран. На что он честно сказал, что с капиталистами ему общаться интереснее.
— Вы считаете, что на 1961-1962 гг. пришёлся «непревзойдённый пик уровня жизни в стране». Но ведь сам Хрущёв признавал, что мы втрое отставали от американцев...
— Историк Н. Барсуков писал, что в XX веке наш народ лучше всего жил именно в хрущёвское десятилетие. Я бы уточнил: это не значит, что он жил хорошо, но в сравнении с другими периодами прогресс был очевиден. Во-первых, магазины наполнились едой — в той же Москве уже не надо было в шесть утра занимать очередь в булочную, чтобы купить батон. В СССР выросла продолжительность жизни — почти до 71 года, сравнявшись с американской. Резко возросла рождаемость. Примерно удвоилось производство всего, появились в достаточном количестве холодильники, пылесосы, радиоприёмники. Телевизоры — пока ещё чёрно-белые — стали выпускать с большим экраном. А первые цветные появились уже позже. Помню, как я отцу — а он очень любил всякие технические новинки — купил за 700 рублей цветной телевизор «Темп». И он его регулярно смотрел, особенно ему нравилось, когда показывали букеты роз — специально для демонстрации возможностей новой техники...
В 1960-х американские генералы предлагали уничтожить 100 млн жителей СССР. Чем грозит нынешний конфликт с США? Продолжение интервью с С. Хрущёвым — в ближайших номерах.