Морская душа
Историческая концепция, иронически называемая «Россия — родина слонов», предполагает, что в большинстве великих открытий, совершенных человечеством, имеется «русский след».
И на всякого итальянского изобретателя радио Маркони в России найдется свой Попов, а на кудесника электричества Томаса Эдисона — аналогичный российский кудесник Александр Лодыгин.
И братьям Райт, изобретателям первого в мире самолета, России тоже есть кого противопоставить. Честь Отечества в этой номинации защищает русский изобретатель Александр Федорович Можайский.
Александр Можайский родился 21 марта 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала флота Федора Тимофеевича Можайского. С флотом был связан не только отец маленького Саши, но и все окружавшие его мужчины. Именно поэтому выбор карьеры казался делом само собой разумеющимся — на обучение Александр поступил в Морской кадетский корпус, который с отличием окончил в 1841 году.
Дальше была насыщенная, интересная служба на флоте, на Балтике и Белом море. В 1853 году в качестве старшего офицера фрегата «Диана» Можайский участвовал в длительном походе по маршруту Кронштадт — Дальний Восток.
В 1855 году у берегов Японии «Диана» потерпела кораблекрушение из-за цунами, ставшего следствием сильнейшего землетрясения.
Уцелевшему экипажу, оказавшемуся в Японии, пришлось обращаться к местным властям с просьбой разрешить им приобрести материал и нанять плотников, чтобы построить небольшую шхуну для возвращения на родину.
Проект шхуны создал Александр Можайский. Успешно построив судно, русские моряки смогли вернуться на Родину.
Уволен по сокращению штатов
Опытного морского офицера к тому времени манила другая стихия — небо. Он интересовался экспериментами воздухоплавателей из других стран, во время пребывания в Японии наблюдал за полетами огромных воздушных змеев, которых запускали местные жители, и в голове у него рождались первые идеи для проекта собственного летательного аппарата.
Впрочем, до поры, до времени, идеи Можайского не получали реального воплощения ввиду занятости на службе.
В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».
8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море до 1863 года.
На дальнейшей его карьере сказались последствия Крымской войны — Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота.
От воздушных змеев до действующих моделей
Обосновавшись в конце 1860-х годов в своем украинском имении Вороновица неподалеку от Винницы, Александр Можайский, наконец, смог заняться реализацией давно задуманного проекта.
Для начала Можайский провел серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры будущего самолета, которые должны были обеспечить ему достаточную подъемную силу.
К 1873 году у отставного флотского офицера сложился замысел будущего летательного аппарата.
К 1876 году работы Можайского продвинулись настолько далеко, что он совершил несколько полетов на планере-змее собственной конструкции, буксируемом тройкой лошадей.
Вести дальнейшие работы по созданию летательного аппарата исключительно своими силами было нереалистично, и Можайский едет в Петербург.
В манеже Берейторской кавалерийской школы Можайский проводит публичные опыты с летающими моделями самолета, оснащенными пружинным двигателем или же двигателем на основе резинового шнура.
Публику модели Можайского привели в восторг. Газета «Кронштадтский вестник» в своем номере от 12 января 1877 года восторженно писала: «Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении».
20 тысяч рублей за приоритет России
Удачные публичные эксперименты обеспечили Можайскому благоприятную реакцию на просьбу о предоставлении денежных средств для продолжения исследований.
Изучив проект Можайского, специальная комиссия по воздухоплаванию предложила выделить Можайскому три тысячи рублей, и военный министр Милютин поддержал такое предложение.
После года экспериментов Можайский пишет докладную записку в Военное министерство, в которой заявляет: «Требуемые для решения вопроса данные могут быть получены только над аппаратом таких размеров, на котором силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек».
То есть Можайский предложил построить уже не какую-то модель, а самый настоящий самолет в натуральную величину.
По его расчетам, такое строительство должно было обойти в 19 тысяч рублей — умопомрачительная сумма по меркам того времени.
Согласно проекту, самолет должен был иметь два двигателя внутреннего сгорания системы Брайтона общей мощностью 30 лошадиных сил, расчетную скорость полета до 40 км/час, взлетный вес около 820 кг, размах крыла 24 м и длину фюзеляжа 15 м.
Проект Можайского отправили на рассмотрение комиссией под председательством профессора механики Инженерной академии генерал-лейтенанта Германа Егоровича Паукера.
В общих чертах вывод комиссии Паукера был таков — проект технически недостаточно убедителен и слишком дорогостоящ, чтобы тратить на него государственные деньги.
Можайский пытался оспорить это заключение, но тщетно.
Впоследствии имя генерала Паукера у историков, отстаивающих приоритет Можайского в вопросе создания первого самолета, стало практически ругательством, хотя современные специалисты полагают, что доводы комиссии были достаточно обоснованными.
Проект «Сделай сам»
В 1879 году Александр Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.
Но от своего проекта он и не думал отказываться. Не получив всего финансирования сразу, он добивался поддержки то тут, то там, собирал пожертвования у энтузиастов воздухоплавания.
В 1880 году капитан 1-го ранг Можайский «пробил» командировку за рубеж, и весной 1881 года привез из Великобритании два паровых двигателя для своего самолета. Еще в 1880 году он подал заявку на патент («привилегию») на свой «воздухолетательный снаряд», и в ноябре 1881 года Департамент торговли и мануфактур выдал Можайскому первый в России патент на самолет.
На различных предприятиях России, в частности, на Русско-Балтийском заводе Можайский размещает заказы на изготовления различных деталей своего самолета.
В июле 1882 года Александр Можайский уволился с военной службы «по домашним обстоятельствам». При увольнении ему был присвоен чин генерал-майора, а позднее и контр-адмирала.
Но в 1882 году более всего его занимала реализация собственного проекта, которая вступила в завершающую фазу. Он добился от военного ведомства выделения ему для постройки и испытаний самолёта участка на военном поле около станции Дудергоф возле Красного Села под Санкт-Петербургом.
Взлетел или нет?
И вот здесь наступает самая загадочная часть данной истории. Дело в том, что подробных описаний испытаний самолета Можайского не сохранилось. По одной версии, самолет был полностью собран в 1882 году, по другой — в 1883-м. Даже во втором случае самолет Можайского является первым отечественным натурным самолетом, дошедшим до стадии летных испытаний.
Для мирового приоритета этого мало. Но есть версия, что 20 июля 1882 года самолет Можайского под управлением Ивана Голубева после разбега со специального наклоненного помоста поднялся в воздух и со скоростью около 45 км/ч пролетел по прямой над полем около ста саженей. Затем самолет вдруг стал крениться и задел крылом за землю, при этом крыло сломалось.
Этого мало, чтобы говорить о полноценном летающем самолете, но достаточно, чтобы утереть нос братьям Райт.
Проблема, однако, заключается в том, что никаких весомых подтверждений реальности «полета на сто саженей» нет. Более того, сомнению подвергается личность механика Голубева, которого некоторые исследователи заменяют родственником Можайского — мичманом Степановым.
На самом деле, описание попытки взлета самолета Можайского с последующим креном и сломанным крылом встречается во многих источниках, и похоже на правду. Но, во-первых, скорее всего, произошло это значительно позднее, в 1884-1885 годах. А самое главное, нет убедительных свидетельств, что самолету все-таки удалось оторваться от земли. Но даже если принять такую версию, то полет, завершившийся аварией, успешным считаться не может.
Герой в любом случае
За свой самолет Можайский боролся до конца, производил на собственные средства ремонт, заказал более мощные машины. Но времени ему не хватило — 1 апреля 1890 года в возрасте 65 лет Александр Федорович Можайский скончался.
Сыновья Можайского пытались продать самолет Военному министерству, указывая, что отец считал, что в этот проект вложен капитал на сумму в 200 тысяч рублей. Военное ведомство, однако, покупать самолет не захотело, а годом позже чиновники приказали наследникам очистить поле, где проводились испытания.
О том, что стало с самолетом Можайского, точных сведений нет. По одним данным, он сгорел при пожаре в имении Можайских, где хранился в сарае, по другим — был продан с аукциона, после чего его следы потерялись.
Спустя несколько лет о самолете Можайского практически забыли, и вновь вспомнили лишь в советские времена, когда Александр Федорович Можайский был объявлен создателем первого в мире самолета, совершившего полет с человеком на борту.
Сегодня имя Александра Можайского носит Военно-космическая академия в Петербурге, музей пионеров авиации и космонавтики в Красном Селе, целый ряд улиц и площадей в различных городах России.
Несмотря на то, что в постсоветский период Александра Можайского перестали противопоставлять братьям Райт, его роль в развитии отечественной авиации не подлежит сомнению. Именно благодаря таким энтузиастам, как Александр Можайский, Россия поднялась в небо.