Сегодня в реестре объектов культурного наследия (ОКН) около 160 тысяч объектов, которые подлежат охране. И только 15% из них находятся в более или менее нормальном состоянии. Причем, как говорят специалисты, реальная ситуация еще печальнее, поскольку множество ОКН вообще не значатся в каких-либо реестрах и медленно погибают. Минкульт, Минэкономразвития и несколько профильных комитетов Госдумы предлагают активнее вовлекать бизнес в сохранение памятников культуры.
99 лет аренды по рублю в год
Единственный путь к спасению подобных объектов — привлекать частные инвестиции, считает замминистра культуры РФ Олег Рыжков. Он напомнил, что сейчас бизнесмены могут восстанавливать ОКН, давая деньги как бы на благотворительность, либо арендуя эти здания у государства.
«Мы давно внедряем систему аренды объектов за рубль в год в течение 99 лет. Предварительно частник должен в течение семи лет привести объект культурного наследия в порядок», — напомнил чиновник. Однако Рыжков с сожалением отметил, что очереди из предпринимателей, несмотря на благоприятные условия, всё равно не выстраиваются.
Изменить ситуацию могло бы более активное использование механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). Но в сфере восстановления и реконструкции ОКН они сегодня практически не работают. Хотя потребность в капиталовложениях оценивается в 400-500 млрд рублей, что более чем в 10 раз превышает объёмы, предусмотренные федеральным бюджетом.
«Основные причины отказа бизнеса от сотрудничества — это отсутствие гарантий по возврату вложенных средств, недостаточная правовая защита имущественных прав инвестора, серьезные ограничения и избыточное количество согласований любых действий по использованию ОКН», — объяснил зампред комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Петров.
«Если бы не частники, то многих объектов уже не было»
Олег Рыжков также обратил внимание на принятые поправки в Закон «О концессионных соглашениях», в рамках которых такие соглашения допускается заключать в отношении объектов культуры, но при этом менять назначение отреставрированного объекта строго запрещено. То есть, если деньги вложены в реконструкцию здания музея, даже давно не работающего, то все равно объект должен остаться музеем. Поэтому концессионные соглашения, с успехом применяемые для возведения объектов транспортной инфраструктуры, не получили столь широкого распространения в сфере сохранения ОКН.
Глава комитета ГД по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов предложил обязательно внести в Госдуму законопроект, предоставляющий бизнесменам право первоочередного выкупа объектов культурного наследия, которые они отреставрировали. То есть дать частникам возможность «подстраховать» свои инвестиции, которые те будут вкладывать, например, в особняк XIX века. «Мы должны гарантировать имущественные права инвесторам, без чего невозможно никакое партнёрство, — объяснил депутат. — Государство сейчас предлагает ряд программ по реконструкции ОКН, и если бы не частники, то многих объектов уже не было. Но ни один бизнес не будет вкладываться в реставрацию ОКН в должной мере, потому что ему не дают гарантий. Получается, что предприниматель отреставрировал, принял участие в тендере и не факт, что выиграет его, а муниципалитет в итоге просто отберёт здание или архитектурный ансамбль».
Зампред комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков предложил законодательно закрепить возможность временной передачи в собственность ОКН для их добровольческого восстановления. В этом процессе, уверен сенатор, должно обязательно участвовать Росимущество.
По его словам, законодательство по культурному наследию в РФ носит слишком запретительный характер. «Всё сводится к двум проблемам. Первая — бизнесу не очень надо заниматься культурным наследием, что особенно видно в малых городах. Вторая — предпринимателям это просто невыгодно», — заявил сенатор. Рыбаков напомнил, что есть реальность Москвы и Петербурга и есть одноэтажная Россия, где 90% одноэтажных домов — объекты культурного наследия: «И мы будем продолжать наблюдать разрушение деревянной России. Проблемы — в стоимости. Старинный подсвечник дорогой, а дом — дешёвый, потому что он рухлядь и бизнесмену проще его снести и построить новый».
Бизнес должен пускать людей бесплатно
Как напомнил аудитор Счётной палаты РФ Максим Рохмистров, есть объекты культурного наследия, которые вообще нельзя передать в коммерческое использование. А есть и такие, которые переданы в аренду, но публичного сервитута (когда все граждане в установленные дни могут бесплатно посетить ОКН), как во Франции, по ним нет. «Например, в центре Москвы есть особняк, который сдали в аренду и бизнесмен нормально за ним «ухаживает» . Но о том, что это объект культурного наследия, можно догадаться только по маленькой табличке, которую не сразу и увидишь. А надо отдавать такие объекты в аренду за символический рубль за 1 кв м в год, но так, чтобы, допустим, 4 дня в неделю двери особняка были открыты для народа совершенно бесплатно», — считает аудитор Рохмистров.
Председатель комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев призвал определиться с тем, какие объекты культурного наследия мы готовы передавать в частную собственность, менять их целевое назначение, а какие из них навсегда останутся в собственности государства: «Необходимо также создать реестр и поставить на кадастровый учет все ОКН, включая земельные участки и прилегающие к ним охранные зоны. И, конечно, мы должны гарантировать имущественные права инвесторам, без чего невозможно никакое партнерство».
Смотрите также:
- Памятники растут в цене и количестве. Сколько денег на это тратится? →
- За неучастие в переписи россияне ответят по закону →
- Вcе на распродажу... памятников архитектуры! →