Скоро исполнится 20 лет, как в канун нового, 2000 года со словами «Берегите Россию» Борис Ельцин покинул Кремль, а исполняющим обязанности президента РФ стал премьер-министр Владимир Путин.
О том, почему Борис Николаевич сделал ставку на Владимира Владимировича, в интервью телеведущему Владимиру Познеру рассказал бывший глава президентской администрации в 1997–1998 гг., а по совместительству зять Б. Н. Ельцина Валентин Юмашев. Публикуем фрагменты их беседы, состоявшейся в екатеринбургском Ельцин Центре.
Кто был в кандидатах?
– ...Все считали, что Ельцин будет цепляться за власть. «Он будет продолжать работать президентом, что-то они придумают». Ну, понятно, что можно было придумать… Но, конечно, он твёрдо понимал, что он уйдёт, и для него была важнейшая задача, кого он может предложить людям, когда будет уходить. Подготовить к 2000 г. человека, которому могут доверить страну.
– Вы в какой степени знакомы с Путиным того времени? Не были насторожены? Всё-таки КГБ… В те годы нельзя сказать, что эта организация пользовалась доверием, любовью.
– Этой темы вообще не было. Дело в том, что это был человек, который проработал с Собчаком (мэром Санкт-Петербурга. – Ред.). На самом деле на нём огромная ответственность лежала все эти годы, потому что Анатолий Александрович не очень любил хозяйственную каждодневную деятельность, и это всё было на плечах Путина. Второе – он абсолютно блестяще понимает, что такое хозяйство, как устроена власть… У меня очень много знакомых – бывших сотрудников КГБ. Директор фонда Ельцина – бывший сотрудник КГБ. Абсолютно блестящий демократ, замечательный человек, я счастлив, что он с нами работает. Поэтому то, что раньше человек работал в КГБ, для меня было совсем не важно.
– Вы говорили, что Борис Николаевич не хотел в 1996 г. баллотироваться, что искал другого человека. Поскольку никто не мог победить Зюганова, то он взял на себя. Он с этого момента начал думать о том, кто его заменит?
– Да, одной из главных его задач в тот момент было найти человека, который в будущем 2000 г., в июле, когда должны были пройти выборы, станет президентом страны. И на самом деле мы знаем несколько кандидатов, о которых и публика знала. Борис Немцов например… К осени 1997 г. Боря был на первом месте, у него рейтинг был больше 30%. Для Бориса Николаевича было очевидно, что для него это кандидат номер один. А дальше… был так называемый конкурс по «Связьинвесту». Произошла война между правительством и теми бизнесменами, которые проиграли этот конкурс. Против Чубайса, Немцова работали блестящие журналисты, они в конце концов уничтожили это правительство. И уже через год, когда мы замеряли рейтинг Бориса, он был около 2–3%.
Когда всё решилось?
– В какой момент вам или Борису Николаевичу пришла в голову мысль, что вот – возможный кандидат Владимир Владимирович Путин?
– Для того чтобы она мелькнула, я должен был с Путиным как-то поработать. И я с ним работал в течение года, полутора лет… В совещаниях (в администрации президента – Ред.) разные люди принимали участие, в том числе и Путин. Для меня было радостно, что у меня есть такой замечательный зам, я могу на него положиться – умный, точный, блестяще формулирует.
Я расслабленно думал о том, что такой человек закрывает важную позицию в администрации. Он приходит ко мне, это было где-то через год после его работы начальником контрольного управления, и говорит, что он хочет уйти. «Хочется на волю, потому что всю мою жизнь до этого была совсем жёсткая служба, потом с Собчаком с утра до вечера всё на мне, а затем Кремль, где тоже до вечера, до ночи. Субботы все рабочие, половина воскресенья рабочая, всё-таки есть жена, дети, поэтому я хотел бы уйти». Я говорю: «Владимир Владимирович, не отпускаю, давайте через какое-то время вернёмся к этому разговору». Я реально не хотел его отпускать. Он действительно выделялся из моих замов, терять его я не хотел… Месяца через два мой первый зам вынужден был уйти, и освободилось это место. Я с радостью это место Владимиру Владимировичу предложил, он начал работать.
– Он согласился?
– Он согласился на первого зама, потому что это был другой масштаб. Он в другом режиме стал встречаться с президентом. Зам встречается раз в месяц, глава администрации – каждый день, первый зам готовит все поездки по стране и с президентом тоже ездит. То есть за два года до 31 декабря 1999 г. Борис Николаевич в плотном режиме стал видеть того человека, который сейчас руководит страной. Это был очень важный период, когда они вместе летели в самолёте, обсуждали планы, приезжали в регион… Я уверен, что Борис Николаевич обратил внимание на его точный анализ ситуации, на то, как он прекрасно формулирует, как ведёт себя в какой-то аудитории. Я думаю, что в этот момент, когда он стал замом главы администрации, Ельцин подумал о нём как о кандидате.
Он понимал, что за 10 лет люди устали от этих политиков (Примакова, Лужкова и др. – Ред.). Поэтому [требуется] появление абсолютно нового человека, за которым нет шлейфа историй, связанных с приватизацией, с политическими конфликтами. И если он сильный внутренне, выиграет у этих стариков. Что и произошло...
Каждый в Путине увидел что-то своё: либералы – продолжателя идей Бориса Николаевича; консерваторы – бывшего чекиста; люди, которые считали, что он вернёт России что-то, что нужно вернуть, увидели в нём это… Из-за того что он был неизвестен, это был огромный плюс, который помог ему выиграть выборы. Я не говорю о том, что он действительно блестяще вёл себя с людьми. Люди увидели его: «О господи, какой прекрасный парень, совсем молодой». Кстати, для Ельцина было очень важно, чтобы этот человек был совершенно другого поколения, моложе на 20 лет, чем сам Ельцин, чем политики, которые пытаются прийти. Кстати, Примаков дважды пытался уволить Путина с поста директора ФСБ, об этом мало кто знает.
– Кто ему не дал?
– Борис Николаевич.
Смотрите также:
- Николай Рыжков: мы топчемся на месте, потому что выбрали неправильный путь →
- Почему Лужков не стал президентом России: версия дочери Ельцина →
- Первый «Тайм» Путина. →