Частично это так. Но — по порядку: в 60-х гг. XX в. в Норвегии по одной из программ НАТО началось строительство подземной базы для подводных лодок. Формально база Олавсверн принадлежала ВМС Норвегии, но базировались там в основном английские и американские лодки, патрулировавшие Северный Ледовитый океан. На модернизацию базы был потрачен 1 млрд норвежских крон — 126 млн евро. Комплекс закрыло в 2009 г. правительство Йенса Столтенберга, того самого, который сейчас возглавляет НАТО. Причины были и технические, и политические. Из первых — новые поколения западных подводных лодок перестали нуждаться в дополнительной базе. Из вторых — окончание холодной войны, которое, кстати, убило и аналогичную советскую подземную базу в Балаклаве. В мае 2012 г. норвежское издание Barents Observer не без горечи писало: «Мечтали о собственной базе подводных лодок в Арктике? Меньше чем за 14 млн евро вы можете приобрести норвежскую военно-морскую базу под Тромсё... Это 20 тыс. кв. м строений и 25 тыс. кв. м оборудованных в скалах объектов, в числе которых большой док и глубоководный причал. Есть хранилище горюче-смазочных материалов, система тоннелей и аварийная система энергоснабжения». Однако продали базу за 4,4 млн евро. В 2013 г. её превратили в объект для поддержки нефтяной разведки в Баренцевом и Норвежском морях. Сейчас им управляет компания Olavsvern Group AS, которая предоставляет всем желающим якорные стоянки, места у пирсов, заправку топливом, утилизацию корабельных отходов и пр. Вскоре объект был сдан в аренду российским исследовательским судам. К примеру, в Олавсверне базировались «Академик Немчинов» и «Академик Шатский», принадлежащие предприятию «Севморнефтегеофизика». Эти суда специализируются на поиске нефти и газа на шельфе методом сейсморазведки. Так что бывшая военно-морская база НАТО России не принадлежит. И это хорошо. Потому что у норвежского правительства есть традиция — в случае военной опасности реквизировать что угодно у кого угодно. С началом Первой мировой войны, например, оно забрало гидросамолёт у Руаля Амундсена, который был национальным героем страны, открывателем Южного полюса. А Норвегия в войну так и не вступила.
Смотрите также:
- Время авианосцев. Кому, зачем и почём нужны самые большие военные корабли? →
- В 2016 году корабли Балтийского флота совершили семь дальних походов →
- Последний парад наступает. АПЛ «Ленинский комсомол» ушла в утиль →