«Это вершина советской разведки, достичь которую способны лишь те, кто отмечен и избран Богом», - написал об Иосифе Григулевиче председатель КГБ Ю. Андропов.
Советский разведчик, избранный Богом, - это уже само по себе звучит парадоксально. А ведь так оно и было. Папа Римский так ценил его, что наградил Мальтийским крестом. Он один из немногих, кто избежал разоблачения западными спецслужбами.
Григулевича рассекретили 20 лет назад, но до сих пор многое в его биографии покрыто тайной. В год 100-летия создания Службы внешней разведки самое время вспомнить и о её героях. Любопытные факты из жизни Григулевича удалось узнать писателю и историку спецслужб, подполковнику КГБ Игорю Атаманенко.
Тайная вечеря в подвале
- Впервые имя Макс я услышал весной 1992 г. во время приёма бывших генералов КГБ и экс-сотрудников ЦРУ и ФБР, где работал переводчиком. Поводом для встречи был обмен опытом. На самом же деле американцы искали способ проинспектировать новые российские секретные структуры - ФСБ и СВР, организованные на месте двух основных главков КГБ.
Протокольную часть визита венчал конспиративный банкет в подвальном ресторане пресс-центра внешней разведки на Остоженке. Изрядно набравшись на дармовщину, спецагент ЦРУ Роберт Уэйд вдруг обратился к генералу Дроздову, экс-начальнику управления «С» (подготовка разведчиков-нелегалов): «Вы хорошие парни, русские. Мы знаем, что у вас были успехи, которыми вы можете по праву гордиться. Но пройдёт время, и вы ахнете, когда узнаете, какую агентуру влияния имело ЦРУ в вашем Министерстве иностранных дел!» Выслушав мой перевод, Ю. И. Дроздов, в силу профессии человек крайне сдержанный, лишь пожал плечами, а затем тихо спросил у 1-го зам-начальника внешней разведки генерал-лейтенанта Кирпиченко: «Вадим Алексеевич, может, стоит в качестве противовеса рассказать о нашем человеке во внешнеполитическом ведомстве Коста-Рики?» Но тот отрезал: «Не пришло ещё время рассекречивать Макса»... Лишь в 1997 г. я узнал, что генералы имели в виду разведчика-нелегала Иосифа Ромуальдовича Григулевича, который служил послом Республики Коста-Рика одновременно (!) в Ватикане, Италии и Югославии.
Да, КГБ умел многое: его сотрудники по всему свету вербовали лидеров партий, глав спецслужб, сановников из ближайшего окружения президентов и премьер-министров. Но чтобы наш разведчик-нелегал возглавил посольство чужой страны сразу в трёх государствах?! Такого история дипломатии и секретных служб ещё не знала. Когда об этом стало известно в разведсообществе США, там случился не просто шок - апокалипсис!
Секретный «киллер» НКВД
Иосиф Григулевич (Григулявичюс) родился 5 мая 1913 г. в литовском городе Тракай в семье фармацевта. В 1924 г. глава семейства потерял работу и уехал на заработки в Аргентину, а мать с Иосифом перебралась в Вильно, где он окончил гимназию. К 17 годам юноша уже был активным членом компартии Польши, а к 20 - отбыл срок в печально известной изуверским содержанием тюрьме Лукишки в Вильно. Чтобы избежать второго срока, бежал в Варшаву. Там-то на юного подпольщика и обратили внимание советские чекисты. Однако в последний момент кандидат в агенты вдруг... бесследно исчез. Как позже выяснилось, уехал в Аргентину, узнав о болезни отца. Вновь попал в поле зрения НКВД он лишь через год в Испании - молодой антифашист уехал туда воевать против генерала Франко, едва там началась гражданская война. Успел покомандовать ротой, дошёл до должности помощника начштаба. Героя пригласили на званый ужин, представили атташе советского посольства, под «крышей» которого работал наш резидент. На этот раз вербовка удалась. Одним из первых заданий Григулевича было выкрасть из тюрьмы и ликвидировать некоего Андреса Нина и соратников, считавшихся в Союзе «опасными троцкистами».
Боевики Нина заподозрили Григулевича и устроили на него охоту. Советский резидент в Испании спрятал его в одной из своих «кукушек» (конспиративных квартир. - Ред.) и направил в Центр радиограмму: «Необходимо вывезти Юзика в Аттику. Прошу доставить экспрессом для него новые сапоги. Таблицу умножения вышлю позже». Это означало: «Необходимо вывезти разведчика в СССР. Прошу доставить курьером для него новые документы. Меморандум о состоявшейся вербовке вышлю позже».
А в 1939 г. Григулевича, получившего кодовое имя Макс, отправили в Мексику на операцию «Утка» по физическому устранению Троцкого. Началось с неудачи. В Мехико Макс подхватил тиф. Больничный врач был несказанно удивлён, услышав, как американец в бреду просит позвать знаменитого художника Давида Сикейроса. Надеясь заработать на передаче последней воли умирающего, доктор разыскал художника. Тот примчался в больницу, узнал в ослепшем и оглохшем доходяге своего однополчанина по испанским окопам, щедро заплатил эскулапу и бросился к знахарям из племени майя. И - о чудо! - благодаря их настоям из трав Григулевич поправился. Макс рассказал своему спасителю, что приехал убить Троцкого по заданию Коминтерна. Сикейрос сколотил бригаду из друзей-сорвиголов, и 24 мая 1940 г. они с Максом совершили налёт на виллу Троцкого. «Старик», живший в постоянном ожидании покушения, среагировал мгновенно: схватив жену, бросился под кровать. Массивная, из морёного дуба, она спасла обоих: у них ни царапины, а спальня - в крошево: нападавшие выпустили более 200 пуль!
Узнав по радио, что Троцкий жив (он проживёт ещё около 3 месяцев до следующего покушения, которое удачно осуществит Р. Меркадер. - Ред.), Иосиф впал в депрессию, а во сне ему стал являться, бряцая наручниками, нарком Берия… Чтобы вернуть к жизни агента, оператор Макса в Мексике, генерал НКВД, свёл его с юной мексиканкой Лаурой Агиляр Араухо. Позже девушка станет его женой, но сперва наш герой завербует её в качестве агента-связника под псевдонимом Луиза. За мексиканскую операцию Макса наградили орденом Красной Звезды.
«Сын» олигарха
Во время Великой Отечественной Григулевич организовывал диверсии в портах Южной Америки и на судах, перевозивших грузы для Германии. Под его руководством уничтожено более 1 млн тонн стратегического сырья, предназначавшегося нацистам. За что он был награждён орденом Красного Знамени. После войны возглавил резидентуры НКВД в Южной Америке. Изображая владельца кофейных плантаций и незаконнорождённого сына коста-риканского богача, завербовал вице-консула Коста-Рики. А вскоре стал обладателем коста-риканского паспорта и рекомендательного письма к кофейному магнату Фигересу, накануне избранному президентом страны. Тот сразу проникся к нашему герою доверием. Радением Фигереса Макс стал послом Коста-Рики в Италии, Ватикане и Югославии.
В 1952-1953 гг. папа Пий XII за подвижническую деятельность во славу Церкви наградил Григулевича Мальтийским орденом, президент Венесуэлы - орденом Франсиско де Миранды, президенты Чили, Боливии и Уругвая - орденами высшего достоинства.
Разведдеятельность Макса оборвалась в 1953-м, когда его отозвали в Москву. Берия пытался расправиться с разведчиками. Недавний миллионер превратился в нищего. Официально в штате разведки он не числился, поскольку был глубоким нелегалом, и пенсия ему не полагалась. Другой бы на его месте от обиды заработал на продаже секретов Западу. Он остался верен долгу. От голодной смерти спасли оптимизм и креатив. Григулевич стал писать труды о культуре Ватикана, издал 20 книг о лидерах Латинской Америки в серии «ЖЗЛ». В 1965 г. он - доктор исторических наук, в 1979-м - членкор Академии наук СССР.
В 1970 г. сослуживцы Григулевича направили рапорт начальнику внешней разведки с просьбой присвоить ему звание Героя Советского Союза. Ходатайство и поныне лежит в личном деле Макса без какой-либо резолюции...