Музыка бунта. Как создавался «Интернационал»

Репродукция части триптиха художника Гелия Коржева «Интернационал» из собрания Государственного Русского музея. © / www.russianlook.com

Авторам музыкальных произведений редко удается предвидеть будущее своих творений. Порой те из них, которые сами они считают шедеврами, забываются всеми в течение нескольких месяцев, а другие, которым создатели не придавали большого значения, остаются в памяти на века.

   
   
Эжен Потье. Фото: Public Domain

Поэт, художник и бунтарь

«Интернационал», являющийся гимном международного коммунистического движения, движения социалистов, являвшийся официальным гимном нескольких государств,  вряд ли писался его создателем, французским поэтом Эженом Потье, с расчетом на подобный триумф.

Эжен Потье родился в Париже в семье ремесленника 4 октября 1816 года. С юных лет он трудился в мастерской отца по 13-14 часов в день. В 1830 году подросток, словно знаменитый Гаврош, оказался на баррикадах Июльской революции. Именно с этого началась его революционная борьба и творчество – там же, на баррикадах, он сочинял свои первые стихи.

Когда осенью 1830 года в Лионе правительственные войска расстреляли восставших ткачей, Эжен навсегда стал противником монархии. Поссорившись с отцом, не принявшим его взглядов, молодой человек навсегда ушел из дома.

Эжен Потье умудрялся совмещать несовместимое – став известным художником-декоратором, он продолжал активно заниматься политической деятельностью в кружках социалистов. Потье принимал участие в организации и подготовке практически всех революционных выступлений своего времени.

Социалист и республиканец, Потье был на волосок от гибели во время переворота, организованного Наполеоном III. От участия в этих событиях его спасла только болезнь.

Парадоксально, но факт – Потье в годы Империи является успешным промышленным художником и декоратором, владельцем собственной студии, и одновременно автором нелегальным антиправительственных стихов и прокламаций, активистом Первого Интернационала.

   
   

В память о Коммуне

На тот момент социалистические течения еще не разошлись далеко друг от друга, однако Эжен Потье из всех существующих направлений склонялся к анархизму.

В 1871 году, после поражения Франции в войне с Германией, и падения режима Наполеона III, Эжен Потье становится мэром 2 округа Парижской коммуны – первого в мире социалистического правительства, провозгласившего диктатуру пролетариата.

Коммуна продержалась всего несколько недель, но Эжен Потье сражался на баррикадах до последнего, и лишь чудом избежал гибели. Ему был вынесен заочный смертный приговор, заставивший Потье уйти в подполье.

В июне 1871 года, под впечатлением от падения Парижской коммуны и гибели своих товарищей, он пишет текст «Интернационала».

При этом первоначально предполагалось, что исполняться он должен под музыку другого французского революционного произведения - «Марсельезы».

Самому Потье, впрочем, не до песен – он бежит в Бельгию, и на протяжении десяти лет продолжает революционную деятельность в эмиграции.

Амнистия 1880 года позволила Эжену Потье вернуться домой. Прежнего успеха в роли художника-декоратора он не имел, зато его стихи песни были популярны в народе.  В 1887 году, незадолго до смерти, Эжен Потье выпустил сборник «Революционные песни», куда вошел и «Интернационал».

Умер Эжен Потье 6 ноября 1887 года, так и не услышав «Интернационала» с привычной нам музыкой. Похороны революционера превратились в массовую манифестацию, а последний покой Потье обрел на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где были похоронены погибшие и казненные в 1871 году участники Парижской Коммуны.

Почтовая марка, посвящённая Дегейтеру, ГДР, 1963 год. Фото: Public Domain

Как брат у брата музыку украл

Идея дать «Интернационалу» оригинальную музыку появилась у мэра Лилля социалиста Гюстава Делори, который предложил сделать ее гимном Французской рабочей партии.  Свою идею Делори изложил товарищу по партии, композитору Пьеру Дегейтеру, который и написал музыку, известную ныне всем.

Впервые «Интернационал» с новой музыкой прозвучал 23 июня 1888 года на съезде профсоюза газетчиков в Лилле.  На титульном листе стояла только фамилия композитора – «Дегейтер», однако этого хватило, чтобы у музыканта возникли неприятности с властями.

Когда же песня обрела популярность, случился казус – права на нее оспорил брать Пьера, Адольф Дегейтер. Доказать авторство мог Гюстав Делори, но у него к тому времени возникли идеологические разногласия с Пьером Дегейтером – композитор ушел от социалистов к коммунистам, и бывший соратник не стал свидетельствовать в пользу истинного автора.

Лишь в 1922 году, уже после смерти Адольфа Дегейтера и обнаружения его предсмертного письма, в котором он признавался в присвоении чужой музыки, авторство Пьера Дегейтера было подтверждено окончательно.

Время триумфа

Первый перевод «Интернационала» на русский язык появился еще в 1890-х годах, однако он был не слишком удачным. Авторство канонического русского текста принадлежит революционеру Аркадию Яковлевичу Коцу, поэту и переводчику. Его версия была опубликована в издававшемся в Лондоне журнале «Жизнь» в 1902 году. Кстати, на тот момент не был еще членом партии – в РСДРП он вступил только в 1903 году.

«Интернационал» в версии Коца сразу стал гимном российской социал-демократии. Его считали партийной песней и большевики, и другие социалисты, и анархисты.

В 1910 году французская версия «Интернационала» стала официальным гимном Социалистического Интернационала. В 1918 году «Интернационал» в версии Коца становится государственным гимном сразу трех республик – РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. С 1920 по 1922 годы, то есть в период всего существования Дальневосточной республики, «Интернационал» был гимном и этого государства.

В 1922 году «Интернационал» стал гимном вновь образованного Союза Советских Социалистических Республик, и просуществовал в этом качестве до 1944 года, то есть до появления того самого гимна Сергей Михалкова, музыка и частично слова которого ныне являются гимном России.

Любопытно, что гимном Украины «Интернационал» оставался до 1949 года, а гимном Белоруссии – до 1952 года.

Сегодня «Интернационал» остается гимном коммунистических партий мира, в частности, КПРФ.

Пенсия от Сталина

Автор музыки «Интернационала» Пьер Дегейтер, в отличие от Эжена Потье, увидел триумф своего детища. В 1927 году 79-летний Дегейтер был приглашен лично Иосифом Сталиным на празднование 10-летия Октябрьской революции. А в августе 1928 года советское правительство назначило Дегейтеру специальную пенсию, на которую композитор и существовал в последние годы жизни.

Пьер Дегейтер умер 26 сентября 1932 года в Сен-Дени. На его похороны пришли свыше 50 тысяч человек.

Автор русского текста Аркадий Коц умер 13 мая 1943 года в эвакуации, в Свердловске, от  рака горла. Могила одного из создателей «Интернационала», почитаемая в советские времена, в начале 1990-х пришла в запустение и была потеряна. Исследователи обнаружили ее только в  2004 году.  В ноябре 2008 года на могиле Аркадия Коца был торжественно открыт восстановленный памятник, а на доме, где он провел последний год жизни, вновь появилась мемориальная табличка.

«Интернационал» злободневный

Не все знают, что широко известный русский текст «Интернационала» является неподным переводом революционной песни. На самом деле в тексте Эжена Потье шесть строф, и текст Коца представляет собой перевод 1-й, 2-й и 6-й из них. Полную версию русского «Интернационала» Коц создал в 1931 году, а опубликована она была в 1937-м.

Однако устоявшиеся к тому времени традиции исполнения «Интернационала» из трех куплетов изменены не были.

Не думаю, что полная версия «Интернационала» понравится российским олигархам и толстосумам больше, чем краткая. Взять хотя бы четвертую строфу, которая прямо-таки является вызовом миллиардерам и звучит как требование пересмотра итогов приватизации в России:

Презренны вы в своём богатстве,

Угля и стали короли!

Вы ваши троны, тунеядцы,

На наших спинах возвели.

Заводы, фабрики, палаты —

Всё нашим создано трудом.

Пора! Мы требуем возврата

Того, что взято грабежом.

Материал был впервые опубликован 23.06.2013

Смотрите также: