15 мая московское метро отмечает 89-летие. Сегодня столичная подземка — главная транспортная артерия огромного мегаполиса. 294 станции и МЦК. В рабочий день здесь совершают около 8 млн поездок. Мы же по случаю дня рождения метрополитена столицы решили вспомнить, с чего же все начиналось, совершить экскурс в историю создания московской подземки.
Ровно в 5 часов 48 минут 15 мая 1935 года от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» отправился первый поезд. Через час — в 6 часов 48 открылись двери первых надземных вестибюлей. А в 7 часов поезда начали движение по графику — с интервалом в пять минут на общем участке, а на ответвлении к станции «Смоленская» — 10 минут.
Греховная мечта
Разговоры о необходимости строительства метро в Москве начались задолго до этой даты. Считается, что первым с таким предложением еще в 1875 году выступил инженер Василий Титов. Он спроектировал подземную железную дорогу от Курского вокзала через Люблянскую и Трубные площади до Марьиной Рощи.
Но до реализации смелых идей тогда дело так и не дошло. Существует легенда, будто решительно против выступили представители церкви. В подтверждении этой версии даже приводится цитата из письма столичного архиерея к московскому митрополиту Иннокентию: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?»
В действительности же причина проста — элементарно не нашли денег.
Официально же первые упоминание о строительстве метро в Москве приходятся на 1897 год. Они связаны с проектированием столичной окружной железной дороги. Ее предлагалось вынести как можно дальше за городские границы, а для связи с ней использовать подземные радиальные линии. По ним планировали перевозить рабочих, которые жили в пригородах, а трудились на заводах в столице, и дачников. Как видим, транспортные проблемы в Москве в те времена были практически точно такими же, что и теперь.
Требовалось связать центр города и окраины и обеспечить пассажиропоток между ними. Что характерно, решения тогда предлагались во многом похожие на те, которые применяются и сегодня.
Трамвайное лобби
Как известно, московскую окружную железную дорогу построили. Правда, не в пригороде, а в черте города. А вот метро не проложили. Существует предположение, что помешало «трамвайное лобби». В те времена именно трамвай был в Москве главным общественным транспортом и обеспечивал городскую казну существенными прибылями.
В начале XX века выдвигались и другие проекты строительства метро в Москве, однако ни одному из них по известным причинам не суждено было реализоваться — помешали революции, Первая Мировая и Гражданская.
Рассчитывали на собственные силы
Обсуждать необходимость строительства метро в Москве вновь начали только в 1923 году. Через год состоялись переговоры представителей московских властей с немецкими специалистами из Siemens Bauunion GmbH. На них обсуждалась идея прокладки подземных путей протяжённостью более 80 км с 86 станциями, 17 из которых должны были стать пересадочными. Но опять все сорвалось из-за денег. Вернее, из-за их отсутствия. Немцы не смогли найти инвестора, а отдать им дорогу в концессию не согласилась московская сторона.
Однако переговорами с иностранцами дело не ограничивалось. Советская власть рассчитывала и на собственные силы. В 1924 году при Управлении трамвая был создан подотдел по проектированию метро. Первоначально в нем работал всего один сотрудник — некто инженер К. Мышенков. Однако постепенно штат расширили до 27 человек, и к 1930 году они выдали проект строительства четырёх диаметральных и кольцевой линий протяженностью 50 км.
Рука вождя
Судьбоносным для московского метрополитена стал 1931 год. Тогда Московский комитет ВКПб провел совещание по проблемам трамвайного движения. Вскрылись неприглядные факты: трамвайные пути и подвижной состав устарели, а четверть вагонов вообще выведены из эксплуатации. Надо было что-то делать. Создали комиссию Бюро МК и Моссовета во главе с Леонидом Кагановичем и Николаем Булганиным.
Провели совместное заседание, на котором представили перечень практических мероприятий. Предложили построить городские железные дороги из центра на окраины и соединить их с железнодорожными магистралями. То есть вернулись к идеям, связанным с московской кольцевой дорогой.
Но окончательно в деле строительства московского метро лед тронулся после того, как к работе подключился лично Иосиф Сталин. Каганович с Булганиным доложили о принятых на комиссии решениях в Политбюро. Далее при руководящем органе партии была образована специальная комиссия. А на ее заседании по инициативе Сталина в план мероприятий был внесен новый пункт: «Поручить МК и Моссовету разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца».
После этого процесс резко ускорился.
10 декабря 1931 года во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников лопаты семи рабочих Метростроя вонзились в землю. Началась прокладка тоннеля между будущими станциями «Сокольники» и «Красносельская». Так была заложена первая шахта Метростроя, что ознаменовало собой начало строительства московского метро.
Первая очередь от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» была открыта уже 15 мая 1935 года.
Курс на развитие
В 1935—1938 годах велось сооружение второй очереди. Первый ее отрезок «Смоленская» — «Киевская» открылся 20 марта 1937 года. А 13 марта 1938 года появилась Арбатско-Покровская линия. 11 сентября того же года — Горьковско-Замоскворецкая.
В годы Великой Отечественной введены линии: в 1943 — «Площадь Свердлова» — «Автозаводская», а в 1944: «Курская» — «Измайловский парк».
После окончания войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и Арбатской линии глубокого заложения от «Площади Революции» до «Киевской».
К 1980 году московский метрополитен уже прочно занимал лидирующие позиции среди внутригородского общественного транспорта: его доля в общем числе перевезённых пассажиров достигла 43%. А в 1978 году ежедневно метрополитен перевозил в Москве 6 млн пассажиров, занимая первое место в мире.
Новейшая история
В 1990-е годы, в условиях сложной финансовой ситуации, московский метрополитен переживает непростые времена. Однако и в это время продолжается строительство новых линий и станций. Люблинская линия — стала первой «полухордой», имеющей несколько пересечений с другими линиями вне Кольцевой линии.
В декабре 2002 года была открыта первая станция за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского». В конце 2009 года состоялось открытие уже станции «Мякинино», которая стала первой станцией метро в Московской области.
3 июня 2019 года был открыт первый участок новой Некрасовской линии.
1 марта 2023 года открыто движение по всей Большой кольцевой линии. Столичная подземка постоянно развивается — в прошлом году запущено движение по всей БКЛ, в 2024 году планируется открыть 11 станций новой радиальной Троицкой линии.
Вперед в будущее
Ещё три новые линии и 39 станций метро появятся в Москве к 2030 году.
«С открытием Троицкой, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий у миллионов москвичей появится метро в пешей доступности. На дорогах и в наземном городском транспорте станет ещё свободнее. Благодаря расширению рельсового каркаса поездки 1 млн пассажиров в сутки станут комфортнее и до 30% быстрее», — рассказал о планах развития метрополитена глава департамента транспорта Максим Ликсутов.