Могло быть на полвека старше. Как строили метро в Москве

Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс станции «Сокольники». 14.10.1934 © / РИА Новости

15 мая московское метро отмечает 89-летие. Сегодня столичная подземка — главная транспортная артерия огромного мегаполиса. 294 станции и МЦК. В рабочий день здесь совершают около 8 млн поездок. Мы же по случаю дня рождения метрополитена столицы решили вспомнить, с чего же все начиналось, совершить экскурс в историю создания московской подземки.

   
   

Ровно в 5 часов 48 минут 15 мая 1935 года от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» отправился первый поезд. Через час — в 6 часов 48 открылись двери первых надземных вестибюлей. А в 7 часов поезда начали движение по графику — с интервалом в пять минут на общем участке, а на ответвлении к станции «Смоленская» — 10 минут.

Греховная мечта

Разговоры о необходимости строительства метро в Москве начались задолго до этой даты. Считается, что первым с таким предложением еще в 1875 году выступил инженер Василий Титов. Он спроектировал подземную железную дорогу от Курского вокзала через Люблянскую и Трубные площади до Марьиной Рощи.

Но до реализации смелых идей тогда дело так и не дошло. Существует легенда, будто решительно против выступили представители церкви. В подтверждении этой версии даже приводится цитата из письма столичного архиерея к московскому митрополиту Иннокентию: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?»

Фото: www.globallookpress.com

В действительности же причина проста — элементарно не нашли денег.

Официально же первые упоминание о строительстве метро в Москве приходятся на 1897 год. Они связаны с проектированием столичной окружной железной дороги. Ее предлагалось вынести как можно дальше за городские границы, а для связи с ней использовать подземные радиальные линии. По ним планировали перевозить рабочих, которые жили в пригородах, а трудились на заводах в столице, и дачников. Как видим, транспортные проблемы в Москве в те времена были практически точно такими же, что и теперь.

Фото: www.globallookpress.com

Требовалось связать центр города и окраины и обеспечить пассажиропоток между ними. Что характерно, решения тогда предлагались во многом похожие на те, которые применяются и сегодня.

   
   

Трамвайное лобби

Как известно, московскую окружную железную дорогу построили. Правда, не в пригороде, а в черте города. А вот метро не проложили. Существует предположение, что помешало «трамвайное лобби». В те времена именно трамвай был в Москве главным общественным транспортом и обеспечивал городскую казну существенными прибылями.

В начале XX века выдвигались и другие проекты строительства метро в Москве, однако ни одному из них по известным причинам не суждено было реализоваться — помешали революции, Первая Мировая и Гражданская.

Фото: РИА Новости/ А. Столяренко

Рассчитывали на собственные силы

Обсуждать необходимость строительства метро в Москве вновь начали только в 1923 году. Через год состоялись переговоры представителей московских властей с немецкими специалистами из Siemens Bauunion GmbH. На них обсуждалась идея прокладки подземных путей протяжённостью более 80 км с 86 станциями, 17 из которых должны были стать пересадочными. Но опять все сорвалось из-за денег. Вернее, из-за их отсутствия. Немцы не смогли найти инвестора, а отдать им дорогу в концессию не согласилась московская сторона.

Однако переговорами с иностранцами дело не ограничивалось. Советская власть рассчитывала и на собственные силы. В 1924 году при Управлении трамвая был создан подотдел по проектированию метро. Первоначально в нем работал всего один сотрудник — некто инженер К. Мышенков. Однако постепенно штат расширили до 27 человек, и к 1930 году они выдали проект строительства четырёх диаметральных и кольцевой линий протяженностью 50 км.

Фото: РИА Новости/ Иван Шагин

Рука вождя

Судьбоносным для московского метрополитена стал 1931 год. Тогда Московский комитет ВКПб провел совещание по проблемам трамвайного движения. Вскрылись неприглядные факты: трамвайные пути и подвижной состав устарели, а четверть вагонов вообще выведены из эксплуатации. Надо было что-то делать. Создали комиссию Бюро МК и Моссовета во главе с Леонидом Кагановичем и Николаем Булганиным.

Провели совместное заседание, на котором представили перечень практических мероприятий. Предложили построить городские железные дороги из центра на окраины и соединить их с железнодорожными магистралями. То есть вернулись к идеям, связанным с московской кольцевой дорогой.

Но окончательно в деле строительства московского метро лед тронулся после того, как к работе подключился лично Иосиф Сталин. Каганович с Булганиным доложили о принятых на комиссии решениях в Политбюро. Далее при руководящем органе партии была образована специальная комиссия. А на ее заседании по инициативе Сталина в план мероприятий был внесен новый пункт: «Поручить МК и Моссовету разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца».

Фото: РИА Новости

После этого процесс резко ускорился.

10 декабря 1931 года во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников лопаты семи рабочих Метростроя вонзились в землю. Началась прокладка тоннеля между будущими станциями «Сокольники» и «Красносельская». Так была заложена первая шахта Метростроя, что ознаменовало собой начало строительства московского метро.

Первая очередь от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» была открыта уже 15 мая 1935 года.

Фото: РИА Новости

Курс на развитие

В 1935—1938 годах велось сооружение второй очереди. Первый ее отрезок «Смоленская» — «Киевская» открылся 20 марта 1937 года. А 13 марта 1938 года появилась Арбатско-Покровская линия. 11 сентября того же года — Горьковско-Замоскворецкая.

В годы Великой Отечественной введены линии: в 1943 — «Площадь Свердлова» — «Автозаводская», а в 1944: «Курская» — «Измайловский парк».

После окончания войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и Арбатской линии глубокого заложения от «Площади Революции» до «Киевской».

К 1980 году московский метрополитен уже прочно занимал лидирующие позиции среди внутригородского общественного транспорта: его доля в общем числе перевезённых пассажиров достигла 43%. А в 1978 году ежедневно метрополитен перевозил в Москве 6 млн пассажиров, занимая первое место в мире.

Фото: РИА Новости

Новейшая история

В 1990-е годы, в условиях сложной финансовой ситуации, московский метрополитен переживает непростые времена. Однако и в это время продолжается строительство новых линий и станций. Люблинская линия — стала первой «полухордой», имеющей несколько пересечений с другими линиями вне Кольцевой линии.

В декабре 2002 года была открыта первая станция за пределами МКАД — «Бульвар Дмитрия Донского». В конце 2009 года состоялось открытие уже станции «Мякинино», которая стала первой станцией метро в Московской области.

Фото: ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»

3 июня 2019 года был открыт первый участок новой Некрасовской линии.

1 марта 2023 года открыто движение по всей Большой кольцевой линии. Столичная подземка постоянно развивается — в прошлом году запущено движение по всей БКЛ, в 2024 году планируется открыть 11 станций новой радиальной Троицкой линии.

Вперед в будущее

Ещё три новые линии и 39 станций метро появятся в Москве к 2030 году.

Фото: ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»

«С открытием Троицкой, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий у миллионов москвичей появится метро в пешей доступности. На дорогах и в наземном городском транспорте станет ещё свободнее. Благодаря расширению рельсового каркаса поездки 1 млн пассажиров в сутки станут комфортнее и до 30% быстрее», — рассказал о планах развития метрополитена глава департамента транспорта Максим Ликсутов.

Фото: ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»
Исторические кадры Московского метрополитена Фото: ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»
Фото: ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»