Метод йогурта. Как Кац доказал, что Франция обречена

Максим Кац, признанный Минюстом России блогером-иноагентом. © / Кадр из YouTube

Главная проблема современных политиков и общественных деятелей заключается в том, что значительная часть из них вообще не считает нужным глубоко изучать то или иное явление. Достаточно вбросить некое утверждение, которое становится знаменем очередной кампании.

   
   

«Любителям СССР большой привет»

Бывший муниципальный депутат, бывший член партии «Яблоко», блогер, признанный Минюстом России блогером-иноагентом, Максим Кац ныне рьяно поддерживает украинские власти в ходе специальной военной операции, осуждая «неправедные» действия России. При этом риторика выступлений Каца говорит о том, что в предмете российско-украинских отношений и истории конфликта он разбирается примерно никак.

Но, чтобы лучше понять уровень яркого представителя лагеря тех, кто обещает провести Россию путем от «путинской России» до «демократического процветания», стоит обратиться к йогурту.

Сеть помнит все, включая один из постов, который господин Кац опубликовал в 2018 году: «Вы знаете такое понятие, как йогурт? А вот родители ваши не знали до 1991 года. Появились они только при Гайдаре, до этого не существовали в принципе. Советская промышленность йогурты не умела. Танк — пожалуйста, йогурт — никак. Любителям СССР большой привет».

Советский гамбургер эпохи «Большого террора»

Кац не врет — даже в Москве в советские годы все довольно смутно представляли, что такое йогурт. Хотя этот кисломолочный продукт известен с древности, упоминался он в кулинарных книгах Российской империи и СССР, а с 1965 года производился в Риге на местном молочном заводе мелкими партиями.

Но вот массы в Советском Союзе йогурт не употребляли. При этом страданий по йогурту отчего-то тоже не было. «Кисломолочку», в отличие от той же пресловутой «Кока-колы», никто не обожествлял и не проклинал.

Чтобы понять, в чем тут дело, вот вам другой пример. Гамбургеры в Советском Союзе впервые появились не в перестройку, а в разгар «Большого террора», в 1937 году. На улицах Москвы и других советских городов появились ларьки, где предлагали за 50 копеек «Горячую московскую котлету с булочкой», а впридачу к ней газированный напиток. Да-да, вот такой вот западный фастфуд в эпоху товарища Сталина. Автором нововведения был Анастас Иванович Микоян, который после поездки в США старательно внедрял в советскую пищевую промышленность интересные заокеанские ноу-хау.

   
   

Эскимо граждане приняли на «ура», а вот «котлета с булочкой» их насторожила. Пошли разговоры о том, что качественный продукт так продавать не могут, что это вообще какой-то неправильный бутерброд и т. д. Но Микоян не унывал и обещал, что население гамбургер оценит. Однако до начала войны привычка к фастфуду подобного типа не закрепилась, а потом стало не до того. И гамбургеру потребовалось еще полвека, чтобы закрепиться в наших краях.

Проблема оказалась не столько в возможностях советского пищепрома, сколько в пищевых привычках граждан.

Франция без творога: до чего режим довел

Чтобы это доказать, давайте взглянем в сторону Запада, где гамбургер и йогурт царили десятилетиями.

О том, что отношение к гречке, к примеру, в России и во Франции разное, ни для никого не секрет. Но то, что парижане до последнего времени не ели гречневую кашу, вовсе не является указанием на слабость французской продовольственной системы. Гречка во Франции идет на муку, либо на корм птицам. Однако в последнее время, с увеличением числа россиян в стране, местные жители, любящие здоровое питание, стали употреблять привычную нам гречневую кашу, причем крупа продается в магазинах под названием Kasha.

Но есть разоблачение и пострашнее. Оказавшись в Париже, центре цивилизованного мира, россиянин с ужасом обнаружит, что вместо привычной сметаны ему предлагают странного вкуса суррогат, а творога не предлагают вообще.

Одно уходит, другое приходит

То есть, вся мощь Франции XXI века не может дать людям обычного творога. Любителям Парижа большой привет.

А ответ-то простой — у французов иные пищевые привычки, которые со временем и у них меняются.

В СССР массовый потребитель не знал, что такое йогурт, но отлично знал, что такое фруктовый кефир. По интересному стечению обстоятельств, он сгинул из магазинов в 1990-х, одновременно с появлением йогуртов. Современные же фруктовые кефиры, выпускаемые в России, являются бледной копией советского продукта. Но это тоже у россиян не вызывает большой трагедии, и о «том» кефире грезят в основном люди старшего поколения, а молодежь вполне довольна йогуртами.

Для того чтобы понять загадку отсутствия йогурта в СССР, нужно потратить некоторое время, ознакомившись с историей вопроса. Но тогда пропадет громкий тезис «танки делали, а йогурты...».

Это не значит, что в советском обществе не было проблем. Это значит, что сегодня наше прошлое клеймят люди с йогуртом в голове. Один не может разобраться в кисломолочке, другой собирает мифы о Колыме и посаженной мороженщице, третий, глядя на нацистов в упор, не замечает ни свастики, ни соответствующих лозунгов.