Львовский кошмар. История последнего авиашоу на Украине

В тот день во Львове и его окрестностях стояла отличная летняя погода. Около десяти тысяч человек в этот день отправились на авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса ВВС Украины, проходившее в аэропорту Львова в Скнилове.

   
   

Зрители с восхищением рассматривали авиатехнику и овациями встречали полеты пилотов-асов. Около часа по местному времени в воздух поднялся Су-27 под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова.

Пилоты начали выполнение показательной программы, но спустя примерно четыре минуты что-то пошло не так. Су-27 опустился до очень малой высоты, задел дерево, ударился крылом о полосу, задел стоящий Ил-76 и врезался в толпу зрителей. В баках оставалось большое количество топлива, что вызвало взрыв и сильнейший пожар.

Все произошло за считанные мгновения. Те, кто стоял в отдалении, поначалу даже не поняли, что случилось. Но для 77 человек эти мгновения стали последними в жизни. Среди погибших оказалось 28 детей. Число пострадавших измерялись сотнями.

Кто виноват?

Скниловская катастрофа остается самым кровавым авиапроисшествием за все время проведения авиационных шоу. С этого момента на проведение таких мероприятий на Украине был наложен категорический запрет.

За прошедшие 15 лет на Украине случилось много такого, что по масштабам горя и ужаса затмило катастрофу под Львовом. Но людям, потерявшим близких, тем, кто лишился здоровья, от этого не легче.

Полтора десятилетия идут споры — а кто, собственно, виновен в том, что произошло?

   
   

Суд главными виновниками назначил пилотов Су-27, которые выжили в катастрофе и практически не пострадали. В момент, когда боевая машина начала свою смертельную пляску в толпе зрителей, они успели катапультироваться.

Летчиков возненавидели — тот факт, что они не погибли, в отличие от тех, кто пришел посмотреть на их мастерство, в глазах многих тоже стал преступлением.

Официальный вывод комиссия Минобороны гласил — главная причина катастрофы заключается в «отклонении экипажа от полетного задания и ошибки в пилотировании Су-27».

Выживший «козел отпущения»

Также указывалось на недочеты организаторов — слишком близкое размещение зоны полетов к месту нахождения зрителей, недостаточный контроль за выполнение программы полетов.

Запись переговоров летчиков свидетельствует — в какой-то момент они потеряли ориентацию в пространстве и не видели, где находятся зрители. Однако ни сами пилоты, ни руководитель полетов не стали прекращать программу.

Накануне участники шоу должны были провести тренировочные полеты, чтобы зафиксировать ориентиры местности. Но из-за экономии топлива тренировки были отменены.

Главным «козлом отпущения» стал командир Су-27 Владимир Топонарь. На суде, который завершился в 2015 году, он получил 14 лет лишения свободы. Не на руку ему сыграли довольно странные показания, данные на процессе — например о том, что в зоне выполнения полетов появился ...НЛО. Второму пилоту Юрию Егорову, который оправдывался меньше, дали 8 лет, а на свободу он вышел уже через два с половиной года. В отличие от Топонаря, который в заключении провел 11 лет.

«До последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять»

В 2013 году в интервью изданию «Факты» Владимир Топонарь так рассказывал о причинах случившегося: «В том, что случилось, вина организаторов. Самолеты не должны летать над зрителями. Во время шоу мне нужно было выполнить несколько элементов высшего пилотажа, на них отводились считанные минуты. На «полубочке» я заметил, что тяга обоих двигателей уменьшилась, скорость упала. Но причина неисправности так и осталась невыясненной! Между тем на земле уверенно приказывали продолжать полет. Во время исполнения последней фигуры — косой петли с поворотом — самолет стал неуправляемым. На суде говорили, что летчик ошибся по неопытности. Да у меня 27 лет авиастажа, более двух тысяч часов налета, я был в составе группы «Украинские соколы». Такие элементы исполнял десятки раз. В момент, когда Су-27 чиркнул крылом об землю, я понял, что через несколько секунд погибну. Однако до последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять, вернуть в небо — и прилагал к этому все усилия».

Действительно, квалификация Владимира Топонаря не вызвала сомнений — только в составе пилотажной группы «Украинские соколы» он к моменту трагедии летал уже шесть лет.

Генералов отстранили, но оправдали

О проблемах с тягой двигателей говорили и некоторые эксперты. В 2016 году подполковник запаса Геннадий Жуков, входивший в группу следователей, заявил, что в воздушную систему СУ-27 попала вода и испортила приборы, выдававшие летчикам неверные данные. «Последнюю фигуру они начинали на скорости 430 — они видели, это тестер зафиксировал, комиссия это видела. А в действительности в них скорость была 360, а может, и меньше», — приводил в 2016 году слова Жукова украинский портал ТСН.

Но официальной версией катастрофы 2002 года по-прежнему остается «человеческий фактор».

Помимо пилотов, за трагедию в Скнилове были осуждены еще трое военных -заместитель командующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков и заместитель руководителя полетами Юрий Яцюк получили по 6 лет лишения свободы, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных — 4 года условно.

Главком ВВС Украины Виктор Стрельников был отправлен в отставку. Он и еще четыре генерала также были отданы под суд, но признаны невиновными.

Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

Освободившийся Владимир Топонарь до сих пор выплачивает из скромной военной пенсии 150 000 гривен штрафа, назначенные судом. А пострадавшие в катастрофе обивают пороги судов, пытаясь добиться от украинских властей компенсации. Того, что было выплачено, многим не хватило даже для прохождения первичного лечения, в то время как десятки пострадавших нуждались в длительной реабилитации. В Европейском суде сейчас более 30 исков от украинцев, пострадавших в Скнилове. Однако рассмотрение этих дел идет со скрипом — ЕСПЧ отдает приоритет политическим делам и проблемам ЛГБТ, до жертв катастрофы у судей попросту не доходят руки.

Уровень пилотов украинских ВВС за прошедшие 15 лет значительно упал. Сегодня его хватает лишь на то, чтобы бомбить безоружных в Донбассе. Впрочем, и там, как только ополченцы стали давать авиации отпор, активность ВВС была свернута.

Кстати, по утверждению украинских СМИ, сын Владимира Топонаря служит в так называемой «зоне АТО» вертолетчиком.

Смотрите также: