Князь-хранитель. Почему мы верим в покровительство Александра Невского?

Памятник Александру Невскому в Чите. © / Евгений Епанчинцев / РИА Новости

В День защитника Отечества всегда возникает вопрос: кто из наших исторических деятелей достоин называться образцовым защитником?

   
   

На эту роль могут претендовать и Дмитрий Донской, и Пётр Великий, и Георгий Жуков… Но! Каждый из них считал своим долгом отдать дань памяти человеку, которого они в деле защиты Отечества считали эталоном.

Человек этот был крещён с именем Александр, при жизни удостоился прозвища «Храбрый», сразу после смерти его назвали «Солнце земли Русской». А потом к нему навсегда пристало определение «Невский».

Миссия — спасение

В отношении к этому герою царит удивительное единодушие: в 2008 г. именно Александр Невский стал победителем в проекте «Имя Россия», обойдя по числу набранных голосов Юрия Гагарина, Петра I, Александра Пушкина. А в голосовании за то, чьё имя будет присвоено аэропорту Пулково, он занял второе место, уступив Фёдору Достоевскому.

Когда речь заходит о деяниях Невского, в первую очередь вспоминаются эпизоды, как князь изгоняет врагов. Даже те, кто в школе не вылезал из двоек по истории, точно знают о двух крупных победах Александра Ярославича. Во многом благодаря фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В самом начале монгольский посол спрашивает князя, достающего невод из Плещеева озера: «Это ты бил шведов?» Ну а в финале картины биты уже немцы  пленные «псы-рыцари» удостаиваются княжеской насмешки: «А этих на мыло менять будем!»

Немцы тогда представляли для Руси куда более серьёзную угрозу. К переговорам склонны не были, на захваченных землях посадили свою администрацию. Избавление от этого кошмара осталось в памяти и простого народа, и власти, духовной и светской. Он воспринимался как последний рубеж в деле защиты Отечества.

Почивший князь впервые явил себя как заступник Руси в сентябре 1380 г. Накануне Куликовской битвы, когда судьба страны повисла на волоске. Пономарь собора Владимирского Рождественского монастыря, где был погребён Александр Невский, проснулся ночью от яркого света. Свет излучали фигуры князей Бориса и Глеба, которые подошли к усыпальнице Александра и сказали: «О господине Александре! Восстань и спеши на помощь потомку своему великому князю Димитрию!»

   
   

С этого момента к фигуре князя обращались в самые страшные времена. Вторично  сто лет спустя, когда на Угре вновь решалась судьба Руси. В послании к князю Ивану III митрополит Геронтий и архиепископ Ростовский Вассиан Рыло выражают надежду, что «Господь и великий князь Александр Невский» укрепят его дух и помогут одолеть противника.

Следующее явление ­князя состоялось в 1572 г., когда крымский хан Девлет-Гирей, во­одушевлённый прошлогодним разорением Москвы, предпринял новый поход. Снова над нашей страной нависла угроза уничтожения. По свидетель­ствам современников, «города и уезды русской земли все уже были расписаны и разделены между мурзами, бывшими при крымском царе».

О победе рус­ского оружия тогда молился инок Антоний. И ему было видение, очень похожее на то, что имело место перед Куликовской битвой. К могиле Александра снова явились Борис и Глеб, подняв князя-воина. Но на этот раз Александр поскакал не сразу к месту битвы, а в Успен­ский собор  позвать на помощь Андрея Боголюбского, покорителя Волжской Булгарии, и Всеволода Большое Гнездо, покорителя половцев. И уж потом только его дух отправился к подмосковному селу Молоди, где шла жесточайшая многодневная битва, в которой русские всё-таки одержали верх.

Надежда империи

Пётр I к церковным чудесам относился скептически и даже запретил открывать новые монастыри. Исключение он сделал лишь для одного святого  Александро-Невский монастырь был основан на предполагаемом месте Невской битвы. Что логично  царь Пётр, родившийся, как и Александр Невский, 30 мая, продолжал его дело борьбы со шведами. И сделал князя покровителем не только новой столицы, но и всей Российской империи. Царь-плотник, переместив мощи святого благоверного князя в Санкт-Петербург, издал особый указ, которым запрещалось изображать Нев­ского на иконах в образе монаха или князя, одетого в облачение московских царей. Только воин, и никак иначе.

К памяти князя-воина обратились и в XX в. Во время парада 7 ноября 1941 г. Сталин с Мавзолея обратился к вой­скам, уходящим на фронт: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На первое место среди предшественников был поставлен Александр Невский. Между прочим, в Ленинграде был открыт ещё один мавзолей. Георгий Карпов, председатель Совета по делам РПЦ при Совете народных комиссаров СССР, именно так назвал место памяти Александра Невского в одноимённой лавре  помещение украсили красными знамёнами и разрешили проводить богослужения в честь князя.

Вера в то, что Александр Невский защищает наш народ, жива до сих пор. Это самый узнаваемый и самый любимый персонаж отечественной истории. Можно сказать, главный небесный защитник Отечества.