«Исторический музей должен был носить имя императора Александра III и стоять на месте Мавзолея», - уверена замдиректора ГИМа по научно-просветительской работе Ирина Алексеева.
Депутаты уступили место
- В 1872 г. в Москве проходила большая Политехническая выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения императора Петра I, - рассказала «АиФ» И. Алексеева. - Там был раздел, посвящённый событиям Крымской войны. В нём собрали коллекцию древностей, которые смогли предоставить владельцы памятников эпохи (тогда так называли коллекционеров), и впервые представили публике. Авторы идеи - учёные Уваров, Румянцев, Забелин - подумали, что ипосле закрытия выставки надо сохранить реликвии вместе. Ведь экспонаты помогут историкам написать доступную и правдивую историю государства Российского. И обратились с просьбой к императору Александру II создать такой музей, желательно в центре Москвы. Чтобы это послание попало к адресату, нужен был достойный человек, способный передать его лично в руки. Им оказался наследник престола Александр III. Император без долгих колебаний подписал указ. Так что основателями Исторического музея считаются два Александра - II и III.
После подписания указа начали выбирать место. Сначала под строительство отвели площадку, на которой сейчас стоит Мавзолей ➊. Объявили архитектурный конкурс. Все предлагаемые проекты были очень красивые, но невероятно помпезные и в случае появления «задавили» бы ансамбль Красной площади. Тогда гласные (так в те времена именовали депутатов) предложили совершенно безвозмездно передать под Исторический музей место, где до этого хотели возвести здание городской Думы. Стоящее там ветхое строение бывшего земского приказа разобрали и приступили к выбору лучшего проекта музея. Победили архитектор Шервуд и инженер Семёнов.
Открытие ГИМа решили приурочить к коронационным торжествам императора Александра III - 27 мая 1883 года. Царская семья была заранее приглашена в музей. А для остальных посетителей его открыли летом.
Айвазовскому, Васнецову, Серову и другим известным художникам заказывали росписи за солидный гонорар. По замыслу архитектора, каждый зал должен быть расписан в стиле той эпохи, про которую рассказывает.
Поскольку в музее несколько этажей, там предусмотрели лифт, чтобы императорская чета с детьми без труда поднимались на третий этаж. Его так и прозвали - императорский. Он стал единственным в своём роде: весь из дерева, внутри кабины - удобные скамеечки. Кстати, лифт до сих пор работает.
Внешне Исторический музей должны были отделать в стиле XVI-XVII вв., как Покровский собор близ Кремля, ➋ - оштукатурить, покрасить красной краской и аккуратно, по линеечке нарисовать белой краской кирпичики (тогда строили здания из большемерного кирпича, кладка была неровной, и таким образом стены выравнивали). Но все очень торопились открыть здание к коронационным торжествам, поэтому его недоделали. В таком недостроенном виде он стоит уже больше 130 лет.
От люда до знати
Самыми первыми экспонатами Исторического стали материалы Политехнической выставки, которые собиратели коллекций захотели передать музею.
Московская городская Дума (гласные при Александре II заседали в доме графа Шереметева на Воздвиженке, 6, ➌ - в роскошном особняке, арендованном за 55 руб. в месяц) подарила музею чертковскую библиотеку. (Она открылась в январе 1863 г. для публичного пользования в правом крыле дома Чертковых на Мясницкой, 7, ➍ и являлась первым бесплатным архивом огромного количества уникальных рукописей.) Знатные русские семейства также жертвовали свои коллекции: например, Кропоткины, Уваровы, Бахрушины.
Пополнялись коллекции и в 1920-1930-е годы. Тогда была своеобразная культурная политика: маленькие музеи закрывали, и их экспонаты передавали большим. И сегодня ГИМ - один из крупнейших музеев в мире по количеству экспонатов, в нём содержится около 5 млн предметов. Для сравнения: в Московском Кремле - от 60 до 70 тыс., в Эрмитаже - 2 млн.
Нынешние меценаты выкупают какие-то предметы на международных аукционах и также отдают их в Исторический музей. Имена таких людей заносят в специальную книгу дарителей.
Между прочим, в музей во все времена ходила не только знать. Когда директором музея стал Иван Забелин (историк, археолог, исследователь русской старины, автор «Истории города Москвы»), он заявил, что ГИМ открыт для всех. (Интересно, что именно Забелин в 1846-м опубликовал в «Московских ведомостях» статью, в которой обосновал дату основания российской столицы - 4 апреля 1147 г.) И своим подчинённым Забелин говорил, что любому, даже самому серьёзному учёному в музее должно быть незазорно заниматься со студентами и с простыми желающими получить знания по истории России. Очень поощрял, когда сотрудники бесплатно в библиотеке читали лекции для пришедшей публики. У Забелина была своя концепция музея: в нём должны быть собраны не только раритеты, сокровища, как в Оружейной палате, но и предметы быта, раскрывающие все стороны жизни людей в России на разных этапах существования государства.
В парадных сенях и сейчас находится Родословное древо государей российских от князей Владимира и Ольги до императора Александра II. Это авторские росписи, сделанные под руководством академика Торопова. В 1936 году появился указ об уничтожении всех росписей и надписей, связанных с церковью и императорской семьёй, музейным работникам следовало уничтожить это древо. Но они просто закрасили дерево белой краской, желая сохранить реликвию. А в 1997 г. во время ремонта убрали краску и выяснили, что практически всё древо великолепно сохранилось. Были воссозданы росписи, которые всё-таки пришлось сколоть со стен и потолков здания. И сегодня Исторический музей выглядит так, как 130 лет назад.
Смотрите также:
- Интриги, предательство, коррупция. Что привело к трагедии на Ходынке? →
- Богач и бедняк. 100 лет назад Бахрушин подарил России свою коллекцию →
- По царским интерьерам. В Петербурге покажут ранее закрытые дворцы →