Он родился 29 октября 1954 г. За свои 65 лет Аушев успел повоевать в Афганистане, послужить командиром мотострелкового полка, поработать народным депутатом Верховного Совета СССР и президентом Ингушетии. Но Героем Советского Союза он останется навсегда.
Шейк в афганских горах
Как настоящий военный Аушев всегда был скуп на слова. До сих пор достаточно мало известно о том, при каких обстоятельствах он был представлен к Золотой Звезде. На самом деле было вот что: в 1981 г. батальон Аушева провёл образцово-показательный штурм кишлака, набитого «духами». Подходили к цели мотострелки пешком, оставив технику на дороге. Из-за этого моджахеды не услышали шума и дали себя окружить. Когда противник вполне ожидаемо пошел на прорыв, комбат грамотно расположил резервы именно в том месте, куда был нанесен удар. Другая группа мятежников, уходившая в горы, попала под огонь советских минометов. В этом бою Аушев, как рассказывают его биографы, лично забросал гранатами пулеметное гнездо афганцев на втором этаже здания. Сам он боестолкновение в кишлаке Катайи-Ашу никогда не комментировал. Хотя боевым опытом охотно делился.
«Это же боевые действия, не учения, — рассказывал он после войны. — Я прекрасно понимал это. Мы должны были выполнить задачу, но при этом не потерять личный состав. При потерях личного состава чувства такие, что тебе душу вывернули.
Приезжали солдаты молодые, что они понимали и знали? Поэтому приходилось гонять. У нас нагрузки были огромные: надо было воду, боеприпасы на три дня нести, нагрузка огромная. Кандидаты в мастера спорта не могли выдержать, но ровно через месяц-полтора после тренировок это уже были другие солдаты. Зато быт, тыл — там все для них было. На Новый год я им устраивал разные соревнования, устраивал первенства по шейку, проверял, кто лучше шейк танцует».
Секретный герой
О том, как ему вручали Золотую Звезду, Аушев позднее вспоминал почти с юмором:
«Когда мне присвоили звание Героя Советского Союза в 1982 году, в мае, думали, что Брежнев будет вручать, но как-то не получилось, и мне главком Сухопутных войск вручал прямо в академии. Я учился в академии Фрунзе. И на следующий день вышла газета „Красная Звезда“, и было написано: „Вчера главком Сухопутных войск вручил орден Ленина и Золотую Звезду слушателю академии Аушеву за успешные действия батальона на учениях с боевой стрельбой“.
Первое чувство, которое тогда испытал, что под ногами нет земли. Потом были мысли, что образ жизни надо менять. В 1982 году, ингуш, — я же из депортированных народов, которым Сталин запрещал присваивать звание Героя Советского Союза, — я получил это звание.
Я поэтому второй раз поехал в Афганистан. Потому что после первой командировки, когда получил звание, я по несколько раз в день встречался с разными коллективами, в школах, на предприятиях выступал. Это длилось три года. Потом я себя убедил, что нужно уезжать, хватит всем рассказывать, какой ты хороший. А потом глупо действующему офицеру рассказывать о себе, когда можно поехать опять в Афганистан».
Не лезь в золотую клетку
В 1989 г. подполковник Аушев — командир мотострелкового полка Дальневосточного военного округа. Потом — слушатель Военной академии Генштаба (окончил с отличием) и народный депутат СССР.
В 1993 г. в первом туре выборов Аушев избран первым президентом Ингушетии с результатом 99,94% голосов. Это уже большая политика, к которой, по собственным словам, он оказался не вполне готов.
«Вы знаете, что такое быть президентом на Кавказе? Афганистан для меня — просто детский сад по сравнению с тем, что было в Ингушетии. А что такое быть президентом России? Если закрыть глаза и представить Россию от Камчатки до Смоленской области и сверху вниз, так это надо какое иметь сердце, чтобы управлять этой страной?! Когда тебе каждый день докладывают: там утонуло, там погибло, там началось, там отстреляли... Человек, который хочет залезть в эту петлю, в эту золотую клетку, точно больной».
Но история скидок не делала. На Кавказе назревала большая война.
«В ноябре 1994 года, — вспоминал Аушев, — когда все попытки провести переговоры не увенчались успехом, Дудаев вышел на меня: „Руслан, постарайся объяснить Ельцину, что я готов прилететь в Москву и мне хватит двадцати минут, чтобы с ним договориться“. Я разговаривал с Коржаковым. Тот сказал, что убедить Ельцина не может. Мне Ельцин сказал, что с бандитами не разговаривает. Это был конец ноября. 11 декабря войска вошли в Чечню… За двадцать минут мы могли бы решить все проблемы, и не было бы трагедии. Многие люди были бы живы».
«Спасибо, не надо»
31 мая 2000 г. указом президента России Владимира Путина Аушев был уволен из рядов Вооружённых сил в запас в звании генерал-лейтенанта. 28 декабря 2001 г. он досрочно сложил с себя полномочия президента Республики Ингушетия. Несмотря на всю популярность в народе, возвращению туда постоянно мешали какие-то обстоятельства. Когда в 2008 году ранили Юнус-бека Евкурова, Аушев заявил, что на время его лечения готов приехать, возглавить республику и помогать ей в это тяжелое время. Парламент и правительство сказали: «Руслан Султанович, спасибо, не надо».
«В политике, — говорил позднее Аушев, — очень много противоестественного для моего характера. В конце концов, я заканчивал командное училище, поэтому во мне больше командирского, чем политического».
В сентябре 2004 г. он добился освобождения 11 женщин с грудными детьми из школы № 1 в Беслане. Сейчас Аушев старается сторониться политики. Да и к чему она человеку, чья главная должность — быть Русланом Аушевым?
Использованы фрагменты из интервью ТАСС, «Эхо Москвы», радио «Свобода».