В декабре 1979 года Советский Союз принял решение о вводе в Афганистан ограниченного контингента советских войск, 25 декабря первые военные части уже вступили на афганскую землю. С этого решения началась 10-летняя война в Афганистане, серьёзно повлиявшая на судьбу СССР и всего мира.
Оценки решения о вводе войск и самой войны неоднократно менялись. Уход советских войск из Афганистана и падение просоветского режима не изменило жизнь этой страны к лучшему. Афганистан и сегодня остаётся одной из самых «горячих» точек в мире.
О советских руководителях, которые начинали и завершали «афганский поход», сказано и написано много. Также много известно и о западных политиках, оказывавших помощь афганским моджахедам, воевавшим против советских войск.
«Тёмным пятном» на этом фоне остаются сами афганцы, как выступавшие на стороне просоветского режима, так и возглавлявшие оппозиционные силы.
АиФ.ru вспоминает наиболее ярких героев конфликта в Афганистане.
Хафизулла Амин
Ситуация предельно осложнилась, когда в сентябре 1979 года пост Генерального секретаря НДПА и председателя Революционного совета Афганистана занял Хафизулла Амин, сместивший и убивший своего предшественника.
Амин громогласно заявлял о своей просоветской ориентации, однако советской разведке было известно о его связях с враждебным на тот момент СССР Китаем, а также Соединёнными Штатами. Кроме того, установивший жёсткий режим и проводивший репрессии против своих политических противников Амин дестабилизировал обстановку в собственной стране, что ставило под угрозу интересы Советского Союза.
При этом сам Амин рассчитывал подавить внутренних оппонентов руками советских войск, прислать которые он сам просил Брежнева. В Политбюро решили просьбу исполнить, но при этом заменить Амина на более надёжного человека.
27 декабря 1979 года Хафизулла Амин погиб при штурме президентского дворца силами спецназа КГБ «Альфа».
Бабрак Кармаль
После свержения Амина именно на Кармаля сделало ставку советское руководство, обеспечив его приход на пост лидера страны.
Бабрак Кармаль находился у власти без малого семь лет. Стабилизировать обстановку в стране ему не удалось. Экономическое развитие, происходившее при помощи СССР, тормозилось непрекращающейся войной. Кармаль олицетворял «жёсткий курс» по отношению к моджахедам. Советское руководство, с приходом Михаила Горбачёва искавшее новые подходы к разрешению кризиса, способствовало отставке Кармаля в ноябре 1986 года.
После этого Бабрак Кармаль вновь эмигрировал, уехав в СССР, где проживал в Москве, на даче в Серебряном Бору. Умер 3 декабря 1996 года после тяжёлой болезни.
Мохаммад Наджибулла
В 1986 году советское руководство решило провести в Афганистане «новый курс», для чего ставка была сделана на Мохаммада Наджибуллу.
Он провозгласил политику национального примирения, взяв курс на возвращение моджахедов к нормальной жизни и последующее создание правительства национального согласия.
Ему удалось серьёзно продвинуться на этом пути, отказавшись от социалистической риторики и улучшив отношения с мусульманским духовенством.
Политика Наджибуллы позволила ему остаться у власти и после окончательного вывода советских войск из Афганистана.
Правительство Наджибуллы, которое сегодня в самом Афганистане многие считают лучшим за последние десятилетия, пало после прекращения советских поставок, в то время как обеспечение моджахедов продолжалось на прежнем уровне.
В апреле 1992 года моджахеды захватили столицу Афганистана Кабул. Наджибулла укрылся на территории миссии ООН, где провёл четыре года. В сентябре 1996 года в Кабул вошли отряды талибов. Наджибулла был схвачен на территории миссии ООН и убит после жестоких пыток. Его тело подверглось издевательствам и глумлению.
Гульбеддин Хекматияр
После свержения в 1992 году просоветского режима Наджибуллы Хекматияр стал премьер-министром страны. Однако вскоре гражданская война в стране разгорелась с новой силой, теперь уже между вчерашними соратниками-моджахедами. В 1995 году отряды Хекматияра были разбиты талибами, а сам он эмигрировал в Иран.
В 2002 году утративший прежнее влияние Хекматияр заявил о переходе на сторону талибов «до изгнания иностранных интервентов» и призвал все афганские партии и движения последовать его примеру. За это Соединёнными Штатами он был включён в список «международных террористов».
Бурхануддин Раббани
С началом Афганской войны Раббани становится командиром отряда моджахедов. Численность его соединений достигает 20 тысяч человек. В 1992 году, после падения режима Наджибуллы, Раббани стал президентом Афганистана и формально оставался им до 2001 года, хотя с момента захвата власти в Кабуле талибами реальными полномочиями не обладал.
В современном Афганистане оставался лидером партии «Хезб-е джамиат-е ислами». Бурхануддин Раббани погиб 20 сентября 2011 года в собственном доме в районе Вазир-Акбар-Хан в Кабуле от взрыва бомбы, спрятанной в тюрбане террориста-смертника.
Ахмад Шах Масуд
Советское командование считало Шах Масуда талантливым командиром, который при этом не являлся догматиком, шёл на переговоры и выступал как государственник. Честолюбивый Шах Масуд считал, что в случае, если он станет лидером страны, мир в Афганистане наступит в течение полугода.
С 1989 года он контролировал практически весь северо-восток Афганистана, который даже получил название «Масудистан». В 1992 году, после свержения Наджибуллы, Шах Масуд получил пост министра обороны, однако вскоре вступил в вооружённый конфликт с прежними соратниками.
После захвата талибами Кабула Шах Масуд стал лидером оппозиционного им «Северного альянса».
9 сентября 2001 года получил тяжелейшее ранение в результате подрыва террористов-смертников, выдававших себя за журналистов, которые якобы приехали брать у него интервью. Скончался от ран на следующий день.
Абдул-Рашид Дустум
Генерал Дустум успешно воевал на стороне режима Наджибуллы и после вывода советских войск, однако в марте 1992 года, когда его поражение стало неотвратимым, сделал неожиданный ход, объявив о переходе на сторону моджахедов.
Он объявил о создании политической организации — Национального исламского движения Афганистана. После победы моджахедов под контролем Дустума оказался 2,5-миллионный центрально-северный регион Афганистана (провинции Балх, Джаузджан, Фарьяб, Кундуз) со столицей в Мазари-Шарифе, прозванный «Дустумистаном».
В дальнейшем Дустум воевал против различных группировок моджахедов, затем вошёл в состав «Северного альянса» и сражался с талибами, теряя и возвращая контроль над «Дустумистаном».
После разгрома талибов в 2001 году Дустум вошёл в состав нового правительства Афганистана. Дальнейшая судьба Дустума также изобиловала яркими поворотами: он участвовал в выборах президента, заняв на них четвёртое место, пережил покушение талибов, опалу и новое возвращение в политическую элиту Афганистана. С 2009 года Абдул-Рашид Дустум, некогда прозванный советскими военными советниками «Афганским Чапаевым», занимает пост начальник штаба верховного командования вооружёнными силами Афганистана.