Как звучит страшная правда.
Она звучит тревожно. Растерянно. И - с надеждой. На победу. На то, что все выживут и всё-всё будет хорошо.
Участие в проекте приняли самые авторитетные деятели культуры, телеведущие, спортсмены, космонавты - Владимир Познер и Денис Мацуев, Алексей Леонов и Ирина Роднина, Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, Никита Михалков и Владимир Спиваков, Иван Ургант и Владимир Хотиненко, Николай Цискаридзе и Светлана Захарова и многие, многие другие. Кто-то, зачитывая те строки, что писали дети, умирая от голода в блокадном Ленинграде или корчась от побоев в концлагере, не мог удержаться от слёз. Кто-то превращал страницы дневника в мини-спектакль. Но равнодушным не остался никто.
Каждый будний день до 22 июня включительно на сайте «АиФ» будет звучать один из дневников книги. Чтобы доступ к аудиоверсии «Детской книги войны» получило как можно больше слушателей, к проекту присоединились наши партнёры - Министерство культуры РФ, Российское военно-историческое общество и др. Мы создали этот проект для того, чтобы эту страшную правду о войне услышал мир. И прежде всего - молодое поколение, которое войну знает по фильмам и урокам истории. Но пишут учебники и снимают фильмы - взрослые, что-то недоговаривая, смещая акценты. А детские строки - они искренни. А ещё мы сделали это потому, что ни у страданий, ни у героизма нет срока давности.
«Дети войны быстрее взрослеют»
«Хотелось кричать: «Не убивайте их!»Когда закончилась война, мне было 11 лет. И в то время, и потом главной заботой народа было то, как поднять страну. Люди каждый день тогда совершали подвиг - во имя будущего... И страна совершила невероятный прорыв. В Европе ещё долго не отменяли продуктовые карточки, а в СССР их уже через 2 года не было. В 1957 г. у нас с Америкой был паритет по оружию… Это фантастика!
У меня в семье несколько человек воевали. Моя тётя Маша была медсестрой, она видела всё - и смерть, и невероятный героизм. Сумела дойти до Берлина. Ей 96 лет, и она говорит, что её закалила война. Дедушка мой - военный комиссар. Но, знаете, они не очень любили вспоминать войну.
Это очень правильный шаг - издать «Детскую книгу войны». И хорошо бы, чтобы её прочли или услышали не только в России, но и в Германии, в Америке, во Франции. Чтобы живущие там люди понимали цену Победы, чтобы не было ни у кого желания переписывать итоги Второй мировой.
Читайте также: Нельзя забывать. Скончалась Маша Рольникайте («Детская книга войны»)
«Забыть не имеем права!»
Когда я переехал из Москвы в Ленинград, у меня появилось множество знакомых из числа блокадников. По их рассказам я очень хорошо представляю, что это за ужас - блокада.
Читайте также: Память сердца. «Детская книга войны» получила высокую оценку
А ещё я спрашивал своего папу-фронтовика: «А правда, что, выскакивая из окопов в атаку, солдаты кричали «За Родину! За Сталина!»? Он говорит: «Не знаю… Может, кто-то и кричал. Я не слышал. Мы кричали «Мама!». А немцы кричали «Мутер!» (с нем. - «мама». - Ред.). Вот с такими словами люди бежали друг на друга и убивали по страшным, непонятным законам войны. Обо всём этом надо помнить. И проект «Детская книга войны» в этом смысле - важное напоминание.