Потсдам — городок в 20 километрах от Берлина, наименее пострадавший от рейдов англо-американской авиации. Где-то в его окрестностях, если верить сериалу «Семнадцать мгновений весны», жил и работал штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц. Именно там в симпатичном дворце английского стиля 17 июля 1945 г. открылась Потсдамская конференция. Её решения до сих пор во многом определяют судьбы мира.
Секреты «Пальмы»
Бомба и туалет
Уже в начале конференции «Большая тройка» была не той, что в Тегеране и Ялте. Место Рузвельта, умершего в апреле 45-го от кровоизлияния в мозг, занял вице-президент Гарри Трумэн. За день до начала заседаний, когда он уже был в Европе, в США должны были испытать первое атомное взрывное устройство (но ещё не бомбу).
По воспоминаниям его дочери, 16 июля Трумэн сказал: «Если оно взорвётся, у меня будет управа на этих (русских. — Ред.) парней». Устройство под названием «Гаджет» сработало успешно.
Трумэн поспешил сообщить Сталину, что его страна обладает «оружием необыкновенной разрушительной силы». Тот не испугался и даже не удивился, что тогда поразило Трумэна. Причина выяснилась только через 5 лет, когда в глобальной сети советского «атомного шпионажа» произошёл первый провал. В 1945 г. Сталин был осведомлён о ходе создания американской атомной бомбы несколько лучше, чем новоиспечённый президент США, которого в его предыдущем статусе вообще не ставили в известность о существовании «Манхэттенского проекта».
Другой участник «Большой тройки» сменился уже в ходе конференции. Британский премьер и лидер консерваторов Уинстон Черчилль проиграл парламентские выборы, и его место за столом в Потсдаме занял лейборист Клемент Эттли. Одна из его встреч с советским лидером протекала в неформальной обстановке — в уборной.
— В капиталистическом мире туалет — единственное место, где рабочие держат средства производства в своих руках, — пошутил Эттли, стоя перед писсуаром.
— И у нас тоже, — с солдатской прямотой ответил Сталин, застёгивая ширинку.
Навстречу холодам
А как же раздел Германии, преодоление которого в 1990 г. часто называют нарушением исторических соглашений? Вопреки распространённому заблуждению такого решения в Потсдаме не принимали. Вопрос обсуждался, рассматривались разные варианты «распила», но Германию было решено оставить единой, причём настоял на этом СССР. Советские коммунисты, британские колониалисты и американские капиталисты в Потсдаме всё ещё оставались союзниками, хотя холодная война уже неумолимо приближалась.
Читайте также:
Начал Черчилль, кончил Ельцин. Краткий курс «Холодной войны»