Безнаказанный. Палач советских детей Гельмут Оберлендер умер в Канаде

Гельмут Оберлендер. © / Кадр из YouTube

Справедливость, увы, торжествует далеко не всегда. Многие лица, причастные к военным преступлениями в годы Великой Отечественной войны, смогли избежать наказания. Причем зачастую они десятилетиями вели на Западе сытую и безбедную жизнь.

   
   

Умер в окружении родственников

В Канаде в возрасте 97 лет скончался военный преступник Гельмут Оберлендер, обвинявшийся в причастности к массовым убийствам на территории Советского Союза.

Телеканал CBC сообщает, что Оберлендер ушел из жизни, пребывая в окружении родных в своем доме в провинции Онтарио. РИА Новости со ссылкой на представителя управления по делам иммигрантов и беженцев Канады (IRB) сообщает, что дело, которое велось в отношении Оберлендера, будет закрыто.

97-летний Оберлендер входил в список Центра Симона Визенталя как один из самых разыскиваемых нацистов в мире из числа тех, кто до сих пор оставался в живых. Охотники на нацистов обвиняли его в причастности к уничтожению не менее 23 000 человек.

В Канаде умер пособник нацистов Гельмут Оберлендер, которого в России обвиняют в причастности к убийству более 200 воспитанников ейского детдома в 1942 году pic.twitter.com/aZlCyeEAGa

— Ученик Штирлица (@moments_Spring) September 23, 2021

Оберлендер родился 15 февраля 1924 года в меннонитском селе Молочанск Екатеринославской губернии Украинской ССР. После оккупации Украины гитлеровца Оберлендера, этнического немца, мобилизовали на военную службу. С сентября 1941 по июль 1943 года он служил переводчиком в зондеркоманде 10А в составе айнзацгруппы D, занимавшейся физическим уничтожением мирного населения.

«Душегубки» для детей-инвалидов: расправа в Ейске

В частности, члены зондеркоманды 9-10 октября 1942 года убили 214 воспитанников детского дома в Ейске. На момент оккупации города в Ейском детском доме проходили лечение и воспитывались около 40 лежачих детей с особенностями умственного развития тяжелой формы; до 120 детей с особенностями умственного развития, подлежащих обучению; около 100 воспитанников с физическими особенностями развития, эвакуированных в 1941 году из Симферопольского детского дома.

Зондеркоманда имела в своем распоряжении так называемые газенваген, или «душегубки» — грузовые автомобили, переоборудованные в передвижные газовые камеры для умертвления людей. Воспитанников детдома грузили в автомобили, сообщая работникам учреждения, что детей перевозят «на лечение в Краснодар». В ходе движения машины дети погибали от удушья. Тела сбрасывали в подготовленные ямы в нескольких километрах от места расположения детдома.

   
   

Массовое захоронение детей было обнаружено и обследовано после освобождения Ейска Красной Армией. Лица, причастные к совершению данного преступления, находились в розыске на протяжении многих лет. Так, начальник зондеркоманды СС 10А Курт Кристман был задержан в Германии в 1974 году. 19 декабря 1980 года Кристман был осужден германским судом на 10 лет лишения свободы за участие в военных преступлениях на территории СССР.

Дело о геноциде

В 2019 году Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о геноциде по факту убийства воспитанников детского дома в Ейске в 1942 году. 

«СК России, основываясь на нормах международного права и национального законодательства, имеет все основания для производства расследования действий указанных лиц, поскольку в соответствии с уставом международного военного трибунала в Нюрнберге убийства и истребление гражданского населения до или во время войны составляют преступления против человечности, а такие преступления не имеют срока давности», — заявила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.

Факт службы Оберлендера в зондеркоманде 10А подтверждался его сослуживцами, задержанными советскими спецслужбами. На допросах они показали, что Оберлендер был в числе тех, кто непосредственно присутствовал при казнях. Члены зондеркоманды утверждали, что среди них не было ни одного, кто лично не участвовал бы в убийствах людей.

В период службы в зондеркоманде 10А Оберлендер был награждён Железным крестом 2 степени. После завершения войны он обосновался в немецком Карлсруэ. В 1954 году он вместе с женой Маргарит эмигрировал в Канаду и поселился в местечке Ватерлоо, провинция Онтарио. Работал в строительном бизнесе. В 1960 году, скрыв факты своей службы в айнзацгруппе D, он получил гражданство Канады.

Разбирательства растянулись на 26 лет

Судебное разбирательство в отношении Оберлендера в Канаде началось только в 1995 году, когда стало известно, что он скрыл факт службы в зондеркоманде. Адвокаты утверждали, что их клиент готов признать факт службы в формировании, однако настаивает, что его мобилизовали туда насильно и сам он в убийствах людей не участвовал.

28 февраля 2000 года суд признал вину Оберлендера в совершении военных преступлений недоказанной и прекратил судебный процесс. Дело возобновили по вновь открывшимся обстоятельствам в 2008 году. Еще девять лет потребовалось на то, чтобы канадский суд посчитал степень причастности Оберлендера к военным преступлениям значительной, после чего он был лишен гражданства Канады. Благодаря многочисленным обжалованиям и апелляциям, до рассмотрения вопроса о депортации Оберлендера дело дошло только осенью 2020 года. Процедура была настолько неторопливой, что она позволила карателю умереть в собственной постели, в окружении любящих членов семьи.

Просто вдумайтесь: в течение 26 лет военный преступник получал поблажки от властей Канады, избежав в итоге наказания за совершенные деяния.

Последний палач Хатыни жил и умер под Монреалем

И Оберлендер такой не один. В 2015 году в своём доме недалеко от Монреаля умер член 118-го шуцманшафт батальона Владимир Катрюк, лично участвовавший в уничтожении белорусской деревни Хатынь.

Деревня Хатынь была уничтожена карателями из 118-го батальона 22 марта 1943 года. Они согнали всех жителей Хатыни, включая стариков, женщин и детей, в сарай на окраине населённого пункта, после чего подожгли здание. Тех, кто пытался выбраться из огня, расстреляли. В результате карательной акции в Хатыни было убито 149 гражданских лиц, в том числе 75 малолетних и несовершеннолетних, а также уничтожены все жилые дома.

Показания о причастности Катрюка к хатынскому преступлению дали его сослуживцы по 118-му шуцманшафт батальону, включая начальника штаба Григория Васюру и командира взвода Василия Мелешко. Васюру и Мелешко органы госбезопасности СССР обнаружили и задержали спустя несколько десятилетий, оба были осуждены к смертной казни и расстреляны. Согласно показаниям свидетелей, в Хатыни Катрюк лично сгонял жителей деревни в сарай, а затем расстреливал тех, кому удалось вырваться из огня. Была установлена причастность Катрюка и к ряду других карательных акций. После войны преступник бежал на Запад, и в 1951 году получил убежище в Канаде.

Израильский Центр Симона Визенталя, занимающийся розыском нацистских преступников, в последние годы вносил Катрюка в список наиболее разыскиваемых лиц.

В 1999 году, когда в Канаде стала широко известна информация о его сотрудничестве с нацистами, бывший каратель был лишён канадского гражданства. Однако после 10-летнего разбирательства под активным давлением украинской диаспоры в Канаде Катрюка полностью восстановили в правах канадского гражданина.

Последнюю попытку привлечь карателя к ответственности российские правоохранительные органы предприняли в канун 70-летия Победы. Главным следственным управлением СК России в отношении Владимира Катрюка было возбуждено дело по статье 357 УК РФ (геноцид). Российские правоохранительные органы отправили запрос в Канаду о выдаче преступника. Однако буквально накануне появления сообщений о кончине Катрюка заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев сообщил о том, что Канада отказала РФ в его выдаче.

Рай для нацистов?

Охотники на нацистских преступников утверждают, что в послевоенный период на территории Канады нашли убежище около 9000 лиц, причастных к уничтожению мирного населения в годы войны. Подавляющее большинство из них прожили спокойную жизнь под защитой властей Канады.

Более того, как показывает пример Оберлендера и Катрюка, даже в тех случаях, когда карателей обнаруживали, власти Канады не проявляли интереса к привлечению их к ответственности. Процессы по лишению их гражданства и депортации из страны растягивались на десятилетия. Все это сложно рассматривать иначе, чем сознательное пособничество канадских властей престарелым нацистам.

Любопытно было бы посмотреть реакцию Канады, если бы на территории России десятилетиями скрывались и вели счастливую жизнь люди, причастные к массовому уничтожению мирных канадцев, включая детей. Но, видимо, в Канаде есть какая-то градация значимости человеческих жизней, и смерти советских людей от рук нацистов господа, любящие порассуждать о демократии и правах человека, всерьез не принимают.