Альковные тайны. Как злой демон князю Трубецкому жизнь отравлял

Никита Юрьевич Трубецкой. © / репродукция

О неоднозначных моральных качествах и запутанной личной жизни одного из «птенцов гнезда Петрова», генерал-прокурора Никиты Юрьевича Трубецкого, рассказывает заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев. Целиком материал можно прочитать в его книге ­«Казусы империи» и журнале «Орден».    
   

«Сговорился жениться»

Трубецкой слыл человеком обширного и просвещённого ума, энергичным и одарённым. Любил театр и покровительствовал его основателю и первому русскому профессиональному актёру Волкову. Но при этом, как отмечали современники, был груб и жесток, «с полным отсутстви ем нравственных принципов». Злопыхатели утверждали, что Трубецкой нередко сам участвовал в падении своих милостивцев и, предавая их, переходил на другую сторону. Эти каче­ства, считали они, помогали ему в течение восьми царствований занимать важные государственные посты.

Факты
Никита Трубецкой (1699-1767) был генерал-прокурором, возглавлял Военную коллегию в чине генерал-фельдмаршала.
В молодости напористый и любознательный Никита входил в члены «учёной дружины», сформировавшейся вокруг Феофана Прокоповича (проповедника, публициста и сподвижника Петра I. - Ред.). Обучался за границей и получил блестящее образование. В ту пору, по отзыву знаменитого русского поэта и дипломата А. Д. Кантемира, он «нехудые стихи составлял». С годами поэтический зуд у Трубецкого пропал, и он с завидной педантичностью стал вести дневник. Из него мы узнали много интересного о той эпохе и о нём самом.

3 июня 1719 г. Никита Юрьевич пишет: «Сговорился жениться». Рассказывает, что в тот памятный для него день был помолвлен с графиней Анастасией Гавриловной Головкиной, дочерью российского канцлера. И было ему тогда 20 лет…

Царь - отец

Княгиня Анна Даниловна Трубецкая. Репродукция с портрета

Не прошло и двух дней после этой записи, как он был определён на службу «ко двору волунтиром» (без денежного содержания. - Ред.) с возложением на него обязанности денщика императора. Смышлёный и напористый молодой человек бы­стро вошёл в доверие к Петру I и вскоре стал его любимцем. Поэтому никого не удивило то, что в 1722 г. на свадьбе сержанта Трубецкого и девицы Головкиной посажёным отцом со стороны жениха был сам монарх - «самодержавный и неограниченный», как не удивило в дальнейшем и то, что Никита Юрьевич, невзирая на все лихие повороты судьбы, стремительно рос по службе и стал фельдмаршалом и генерал-прокурором государства Российского.

В браке с графиней Головкиной князь Трубецкой состоял до самой её смерти в 1735 г. Потом женился на Анне Даниловне Херасковой, урождённой княжне Друцкой. От двух браков имел 18 детей.

Следует признать, что путь к олимпу у князя далеко не всегда был усыпан лепестками роз. Он много терпел и страдал. Иногда по собственной вине. И порой зря. Иногда в силу обстоятельств и тех правил игры, которые существовали тогда в обществе. Ведь довольно часто куда более знатные вельможи молча сносили оскорбления и унижения от более сильных и ближе стоявших к трону сановников. Это, несомненно, накладывало отпечаток на их характер. Возвысившись, они и сами поступали так же.

   
   

Злой демон

Иван Долгоруков. Неизвестный художник, 1720-е. Репродукция с портрета

Для Трубецкого таким злым демоном одно время был князь Иван Долгоруков, слывший большим любителем кутежей и интриг. По свидетельству князя Щербакова, Долгоруков довольно часто предавался необузданному пьянству и разврату. Порой он насиловал женщин, приезжавших в гости к его матери. Приглянулась как-то Ивану Долгорукову и молодая жена Никиты Трубецкого Анастасия - да так, что он сразу же её «взял на блудодеяние» и, несмотря на возмущение мужа, «без всякой закорысти с нею жил». Дошло до того, что, приезжая в дом Трубецкого, Долгоруков «бивал и ругивал» хозяина, который тогда уже ходил в чине генерал-майора. А однажды чуть не выбросил его из окна.

Зуб Трубецкой на Долгорукова имел большой и втайне вынашивал мстительные планы. Однако реализовать их ему самому не пришлось. Тем не менее он с великой радостью узнал, что обвинённый в заговоре «против верховной власти» Долгоруков приговорён к четвертованию. Единственное, о чём, наверное, тогда жалел Никита Юрьевич, что не смог лично в Великом Новгороде в октябре 1739 г. привести этот приговор в исполнение.

Смотрите также: