По сей день Цветной - излюбленное место отдыха, и, если вы не знаете, как скрасить вечер душного жаркого дня, отправляйтесь с «москваходами» по медленно остывающему асфальту в одну из самых ностальгических прогулок по «закулисью» Цветного.
Цирк с конями
Для многих будет открытием, что в самом центре, у Садового кольца, обнаруживается почти не тронутый современной «цивилизацией» настоящий архитектурный заповедник. Да, неприбранный, неухоженный, разрушающийся, но жилой, сохранивший атмосферу середины прошлого века: заросшие травой дворики, баскетбольные площадки, открытые настежь окна даже на первых этажах, с цветами на подоконниках и льющейся отовсюду музыкой, с развешанным в окнах на верёвках бельём и бесчисленными кошками… И уж так, что ли, мне повезло - за одним окном вовсю танцевали рок-н-ролл, за другим - бурно выясняли отношения.
Именно на Цветном в 1880 г. появился первый каменный цирк Альберта Саламонского . «Цирк - это что-то из мира детства, по которому мы все иногда ностальгируем, - считает москвовед Алексей ДЕДУШКИН. - Кстати, почему с тех пор и по сию пору, уже на фасаде нового здания цирка, - «танцующие» лошадки? В первом цирке главным номером были лошади. Сам Саламонский выступал с трюком - лошадь, на которой он сидел, шла по бревну на 5-метровой высоте».
Храм имени ГУВД
Сворачиваем в Колобовские переулки. С XVII в. здесь была стрелецкая слобода. А три переулка поначалу назывались Знаменскими: стрельцы полка Никифора Колобова в 1676-1681 гг. построили на свои пожертвования храм иконы Божией Матери «Знамение» . Красивейший белоснежный храм с десятью куполами (5 из них - церкви св. Климента, папы римского, бывшей приделом Знаменской) в 30-е гг. прошлого века стал военно-научной лабораторией, в 1997-м возвращён церкви. Забавный нюанс: с 2002 г. официальный статус храма Знамения - «при ГУВД Москвы». Рядом Петровка, 38...
По соседству с «ментовским» уголком - «дом артистов и иностранных коммунистов» с мемориальными досками. Самый знаменитый из актёров, живших здесь, - Игорь Ильинский, обожавший, кстати, кататься в саду «Эрмитаж» на катке. До сих пор живёт в тесноватой, хоть и трёхкомнатной, квартире окнами на храм его вдова, народная артистка РСФСР из Малого театра Татьяна Еремеева, ей 98 лет. Ильинскому не раз предлагали куда более шикарные квартиры, но он, человек глубоко верующий, отказывался. Здесь в окна - храм.
Переулки стали Колобовскими, когда избавлялись в городе от «церковных» названий. Достопримечательностью считается дом № 12 по 1-му Колобовскому пер. - винные склады Товарищества К. Депре (1899 г., архитектор Р. Клейн). Старожилы же «чтят» неприметное здание за то, что в советские времена здесь был знаменитый винзавод «Самтрест». Вокруг витал винный дух, на тротуарах не просыхали винные лужи. А водители, развозившие цистерны с любимым народом напитком, исхитрялись тут же, на месте, широко «отцеживать» его от государства и столь же широко «отцеженным» торговать. Говорят, «Самтрест» хотели возродить, но жильцы запротестовали.
«Первый от угла»
Скажешь «Большой Каретный» - и сразу в памяти «Где твои 17 лет?» Владимира Высоцкого. А вот где - в доме № 15 , где со двора памятная доска и барельеф, прямо под окном квартиры № 4, в которой и жил юный поэт. На стене 6-этажного дома напротив - внушающая ужас лестница ввысь из вбитых скоб: наверняка же лазил по ней отчаянный Володя! Рядом были домик при церкви Спаса Преображения на Песках, где родилась великая актриса М. Ермолова, и хлебосольный, многолюдный дом великого артиста Михаила Щепкина. «Переименован он теперь», - пел Высоцкий о Б. Каретном, ставшем в 1956 г. на время ул. Ермоловой. Однако кроме «Высоцких мест» здесь немало и иных.
В Малом Каретном (дом № 13) - живописный особнячок крестьянки Лопатиной. «Крестьянка» на самом деле была, конечно же, купчихой, но расти по сословной лестнице не пожелала - у крестьян-то налоги были поменьше. Заслуживает внимания и уютный домик № 6 с балкончиком, маленьким открытым двориком и симпатичным крылечком. Так вот, на нём сохранилась вывеска - «Переплётные работы». И до сих пор здесь переплетают всё что душе угодно! В наш век электронных книг, дневников и писем это не может не вызывать умиления.
Но гордость М. Каретного - «Дом с летучими мышами» (№ 3), да ещё и с маками, и с женскими головками, и с филином. Всё лепное, а чугунная решётка при входе во двор сохранилась с начала прошлого века!
Ну и какие же Каретники без Каретного Ряда и «Эрмитажа» ? Напротив входа в сад, в «доме с грифонами» (д. № 4 по Каретному Ряду) над фасадом XVIII в., с 1903 по 1920 г. жил К. С. Станиславский, пока ему не выделили особняк в Леонтьевском переулке, где теперь музей. И - вот «странные сближенья»! - ещё в 1898 г. в саду открылся Художественный театр и работал здесь четыре года, пока строилось знаменитое здание в Камергерском переулке.
Смотрите также:
- Прогулки по Москве: как формировался ансамбль Кривоколенного переулка →
- Дома-музеи. У Мироновых - «трёшка», у Ермоловой - особняк →
- «М» и «Ж», которые мы потеряли →