Для многих из них гражданство России - как возвращение на большую настоящую Родину, где ждут и помнят.
Не по-русски
«Как немцы пришли, мы с друзьями сбежали из родного села Сокур Саратовской области и на попутках поехали на запад, к войне. Где-то в районе Лисок Воронежской области нас поймали и вернули домой. Ох, и досталось нам тогда! На маму было страшно смотреть. С бельевой-то верёвкой в руках!» - о той порке Виктор Александрович Преходченко помнит до сих пор. Больно и смешно. После войны службу не бросил, преподавал в военном училище в Вильнюсе. Потом были Рига, Камчатка… Друзей по-прежнему много, не только русских, но и литовцев. «Но люди всякие бывают, - сетует Виктор Александрович. - У нас в поликлинике врач была. Я не знаю литовского языка, а она упорно говорила со мной только на нём. Тогда я не выдержал и сказал, что в войну даже фашисты помогали раненым и больным. Она покраснела, но по-русски всё равно не заговорила». Обидно. Перед праздником Победы он приехал к дочери в Калининград, и она предложила ему стать россиянином. У Виктора Александровича весь процесс занял меньше месяца. Счастлив, горд. Даже помолодел.
Без справок
В биографии Николая Леонтьевича Бобровского отразилась вся непростая история страны. Он рассказывает и плачет: «Когда мне было 10 лет, родителей отправили в Казахстан. Не помню, почему. Времена были такие, что даже в семье нельзя было об этом говорить. Оттуда и призвали на фронт». Сражался под Сталинградом. После победных залпов 45-го все возвращались домой, а он - воевать дальше, в Маньчжурию. У ветерана 28 наград! После войны вернулся в Казахстан. Всю жизнь строил дороги. «Соединял людей, - говорит он. - Нам жилось хорошо, но недавно умерла дочь. А нам с женой уже за 80, и тогда другая дочка, из Омска, решила нас забрать к себе. Мы с женой собрали все документы, кроме свидетельства о рождении. Когда я родился, никаких загсов не было. А с меня всё равно требуют. В мае всё закрутилось, говорят, указание от Медведева насчёт меня получили. Паспорт сделали очень быстро». Одно обстоятельство очень расстраивает Николая Леонтьевича - он почему-то не получил юбилейную медаль к 65-летию Победы.
«Сейчас не нужны»
В победу наших войск на Курской дуге внесла свою лепту и Анна Павловна Ефименкова. 15-летняя Аня окопы копала, дороги от снега для наших войск чистила. На голод и холод тогда никто не обращал внимания. После войны уехала в Харьков, поступила в техникум. Но жить было не на что, и через полгода пришлось бросить учёбу и устроиться на Харьковский тракторный завод. 32 года она отдала производству. « В каждом тракторе были детали, к которым я притрагивалась, - смеётся Анна Павловна, а потом грустнеет. - Пока работали на Украине, мы были там нужны, а сейчас нет….. Недавно переехали к дочке в Самару, живём счастливо. Тут за нас все беспокоятся, любят. Оформление документов заняло около 2 месяцев, а в День Победы нам с мужем торжественно вручили паспорта. Теперь мы снова граждане РФ в родной и любимой семье».
Кстати
По поручению Президента РФ Д. Медведева о содействии в выдаче гражданства и подтверждении статуса ветерана гражданам СНГ и Балтии и лицам без гражданства, постоянно находящимся на территории РФ, Федеральная миграционная служба сократила срок получения соответствующих документов с 6 месяцев до одного. На 1 июля 2010 г. гражданами России стали 278 человек, тогда как за два предыдущих года таковых было 264. В ряде случаев сотрудники ФМС сами собирали для ветеранов необходимые бумаги. Сейчас на рассмотрении находятся документы ещё 22 человек.
Смотрите также:
- Две ночи с царем. Как русского аристократа избрали в граждане Лихтенштейна →
- 75 лет спустя. Бельгиец Густав Мольс мечтает снова стать россиянином →
- «Надеюсь, вы спите спокойно». О чем писали солдаты с войны →