До центра столицы им оставалось 40 км - меньше часа езды, по нынешним меркам. Но дальше немецкие войска не прошли.
Места тут тихие, дачные и невероятно красивые. Но в конце 1941 года вдоль Волоколамского шоссе шли бои за каждую пядь земли.
Разрушенный монастырь
Красивейший городок Подмосковья Истра, где в XVII веке патриарх Никон решил создать Новый Иерусалим с храмом Гроба Господня, оказался в центре ожесточённых боевых действий. Сюда были брошены лучшие войска СС. На защиту встало немало ополченцев из местных жителей. Вражеским танкам они порой противостояли только с гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Так, под деревней Ефимоново взвод младшего лейтенанта Кульчицкого повторил подвиг 28 героев-панфиловцев - защитники сумели остановить колонну танков ценой своей жизни…
В конце ноября город был взят. Советские войска освободят его уже 11 декабря, но за это время немцы практически полностью выжгут Истру. Будет разрушен и Новоиерусалимский монастырь. Местная жительница Е. Н. Титова вспоминает: «Город было не узнать - кругом лишь почерневшие печки с трубами. При отступлении немцы поджигали каждый дом. Мы с мамой и братьями старались найти хоть какое-нибудь убежище, лишь бы укрыться от фашистов... Расчистим яму от снега, накроемся чем-то сверху и прижмёмся друг к дружке, чтобы не замёрзнуть. Однажды услышали рядом мощные взрывы и увидели страшную картину: немцы взорвали все монастырские башни, колокольню и главную ротонду - шатёр собора… Вот тебе и верующий народ! Мы ещё долго стояли, остолбенев от горя, среди пепелищ...»
Как и весь город, Новоиерусалимский монастырь с богатыми музейными экспозициями был полностью разграблен. По воспоминаниям очевидцев, немецкие солдаты сжигали ценнейшие коллекции икон. Из музея вывозили старинные картины, гравюры, фарфор… А потом, когда стало понятно, что город не удержать, уничтожили здания. В боевом отчёте командование дивизии СС «Райх» отметило: «В городе Истра больше не осталось ни одного дома. Цитадель, которая могла дать неприятелю хорошие возможности для наблюдения, полностью взорвана…»
Спустя годы историки подсчитают: за время пребывания в районе немецкие солдаты расстреляли и изувечили более 700 человек; 3,1 тыс. жителей оставили без крова и имущества; сожгли дотла 63 населённых пункта, 73 - частично; только в Истре уничтожили 1084 дома.
Рубеж славы
Свидетелем знаменитого контрнаступления Красной армии под Москвой был местный житель, ветеран войны Алексей Евдокимович Аллилуев. Осенью 41-го ему было 16 лет. Как и многие сверстники, он участвовал в строительстве оборонительных укреплений. Помогал в медпункте. Помнит, как уходили в бой курсантские бригады под командованием генерала Белобородова, защищавшие подступы к Дедовску.
- Через несколько дней после начала наступления я смог вырваться в село Рождествено, освобождённое одним из первых. Всё поле было покрыто нашими солдатами. Немцы открыли по ним сплошной миномётный огонь. Потом я узнал, что бригады были преобразованы в гвардейскую дивизию, которая в 1945 году штурмовала Рейхстаг. Так что кровь погибших под Москвой, в Истринском районе, была на знамени Победы.
Сам Алексей Евдокимович через месяц после контрнаступления ушёл добровольцем в истребительный батальон, занимавшийся борьбой с диверсантами и шпионами. К лету он был переведён на должность командира отделения и в 17 лет отправлен на фронт. Дошёл до Берлина… Несмотря на возраст, он сегодня часто бывает в школах. Даёт уроки мужества. И призывает молодёжь беречь воинские захоронения, которые, кстати, закреплены за многими школами в районе.
Одно из самых больших боевых захоронений - близ деревень Снегири и Ленино на 41-м км Волоколамского шоссе. «Сибирякам» - большими золотыми буквами выведено на стеле мемориального комплекса: выходцы из Сибири составляли костяк защитников Москвы на западном рубеже. Сегодня в братской могиле - 3,5 тыс. захоронений. Дважды в год проводится перезахоронение останков, которые продолжают находить в Истринском районе поисковики. В память о погибших горит Вечный огонь.
На Рубеже Славы часто останавливаются машины, едущие по Волоколамскому шоссе. Люди рассматривают боевую технику времён войны: танки, самоходные артиллерийские установки, орудия. Всё - в открытом доступе: можно полазить, покрутить рычаги, чем с охотой занимаются дети.
Открытый музей
Сегодня в коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея 11 танков и 30 различных артсистем - гаубицы, миномётные установки... Два немецких танка - Т-II и Т-VI «Тигр», два американских «Шермана», тоже принимавших участие в боях за Красную армию. Конечно, наши знаменитые «34»-ки, ИС-2, САУ. Самые старинные экспонаты - лёгкий танк Т-26 и совсем крохотный МС-1 1928 года выпуска. В Великую Отечественную последний использовался лишь как неподвижная огневая точка.
Особый интерес у посетителей вызывает немецкий «Тигр». В мире их осталось не больше 6 единиц. В России только два: «королевский» - в Кубинке и танк образца 1944 года - в Снегирях. В Германии, к слову, нет ни одного «Тигра». Стоимость такого экспоната оценивается в 5-6 млн долларов. Уникальности танку добавляет сохранившаяся до наших дней «родная» начинка, включая двигатель. В своё время немецкий трофей музею удалось «отбить» у военных (долгие годы он использовался как мишень на Нахабинском полигоне), потом - у саратовского губернатора Аяцкова, одолжившего технику для экспозиции к Дню Победы, но «забывшего» вернуть вовремя.
- Территория мемориального комплекса открыта 24 часа в сутки, - говорит директор музея Марина Горбунова. - С одной стороны, это хорошо: в любой момент можно прийти, посмотреть технику, возложить цветы, с другой - мы не защищены от вандализма. Находятся люди, которым нужно что-то испортить. Надеюсь, со временем сознательности в обществе будет больше.
К слову, ценить своё прошлое и учат подобные мемориалы. Помимо техники в Ленино-Снегирёвском музее представлено множество документов и материалов, связанных с Великой Отечественной войной. От писем и бытовых предметов до снарядов и мин. Есть здесь и зал, посвящённый воевавшим в Афганистане и Чечне.
Уроки истории
Уважение к нашему прошлому пытается привить ребятам учительница истории Румянцевской средней школы Марина Прохорова. Она же - руководитель школьного музея боевой славы, считающегося одним из лучших в Подмосковье. За 30 с лишним лет в фонде накопилось около 3 тыс. экспонатов - письма, награды, военные реликвии. Экспозицию пополняют сами ребята. Вместе с учениками Марина Станиславовна выезжает на места сражений. Ведут раскопки и находят немало: каски, оружие, устройства для сортировки патронов и переноски мин.
- Сейчас много говорят о недостатке патриотического воспитания, что интерес к истории Великой Отечественной войны у ребят снижается, - говорит преподаватель. - Но мы недавно провели конкурс «Военная фотография в истории моей семьи». Участвовали даже первоклассники. Каждому хотелось рассказать о своём прадедушке. Думаю, если один ребёнок будет любить свою семью, составлять родословную и по ней изучать историю своей Родины, это будет маленькая победа.
Сейчас в Истре готовят к публикации уникальную книгу, в которой содержатся тексты фронтовых писем. Их сохранили родственники ветеранов. Один из самых больших архивов - у Галины Мельниковой. Она бережно хранит 20 писем отца, погибшего в 1944-м. Теперь весточки с фронта будут увековечены к 65-летию Победы.
***
Разрушенный город Истра отстроился заново. Практически полностью восстановлен Новоиерусалимский монастырь, где ещё идёт реставрация. Главное, что надо суметь восстановить и уберечь от разрушений, - это память.
Смотрите также:
- Маленький знаменосец. Как школьник сохранил военные святыни Красной Армии →
- С автоматом на коне. Почему имя Льва Доватора наводило ужас на фашистов →
- На пути к победе под Москвой. Подвиг и трагедия Вяземского котла →