Царское дело и тело. Как лечили коронованных больных

Медицинские карикатуры британского художника Джеймса Гилрея. © / Public Domain

На самой вершине, как полагается, находятся правители – всем кажется, что у них вообще не бывает проблем. На деле же выходит немножко иначе – цари точно так же болеют и умирают. Но вот как их лечили? 

   
   

В общем, лечили царственных особ, конечно, лучше. Здравоохранение царственных особ и их приближенных было делом государственной важности. И потому самые передовые врачи, вооруженные самыми передовыми теориями, всегда были наготове. Вот только радости коронованным пациентам это не приносило. Во всяком случае в Европе, на которую принято равняться. Потому что «передовыми» некогда считались весьма странные методы.

Соль и топор

Сирийский принц Усама ибн Мункыз оставил любопытный труд «Книга наставлений», где подробно и не без ехидства описал европейскую медицину, с которой он познакомился во время Крестовых походов.

Дело было будничное и нестрашное – знатнейший из крестоносных владетелей граф Триполитанский по­просил у сирийца врача. Один из рыцарей страдал гнойным нарывом на ноге, а придворная дама графа болела сухоткой. Врач прибыл, прописал рыцарю припарки, а даме – диету. Оба пошли на поправку, но тут из Европы явилось медицинское светило, или как его назвал Усама, «прославленный врач франков». Далее – со слов самого сирийца: «Франк сказал, что не следует отдавать лечение в руки мусульман. Он прогнал моего врача. Потом положил ногу рыцаря на бревно и велел ударить по ней топором. Со второго раза кость поддалась, мозг из нее вытек и больной умер. О женщине же он сказал, что в голову к ней вселился дьявол, а потому велел ее обрить, сделал на голове крестообразный надрез, сорвал кожу, обнажив черепные кости, и сказал втирать в рану соль. Женщина тут же умерла».

Неудивительно, что при подобных методах лечения сложился основной административный принцип европейских врачей: «Бери плату с больного до операции».

Ни дня без клизмы

Достижения античных медиков были основательно забыты – процветала совершенно ненаучная фантастика, причем самые отъявленные фантазеры оказывались в непосредственной близости от тронов.

Любители исторических романов, разумеется, помнят о противостоянии мушкетеров Людовика XIII и гвардейцев кардинала Ришелье. Помнят также и о том, что король и кардинал частенько находились не в духе и бывали раздраженными. Причина проста. И того и другого пользовал придворный медик Бувар (Bouvard). То, что он увлекался кровопусканием, – еще цветочки, так поступали 90% европейских медиков того времени. Но Бувар был новатором. А потому, верно определив болезни владык (катар желудка), внезапно решил, что виной тому глисты. Выгонял он их оригинально – рвотным и внушительными клизмами. В среднем королю прописывалось 215 приемов рвотного средства и 312 клизм в году. Почти каждый день. Причем, отдавая дань моде, лейб-медик накачивал своих подопечных никотиновым настоем и даже табачным дымом, считая, что «новый продукт из Америки» окончательно избавит их от паразитов. В результате катар плюс концентрированный никотин через задний проход свели в могилу и кардинала, и короля.

   
   

Огненная хирургия

На этом фоне достижения отечественной придворной медицины выглядят вполне достойно. Пока европейские светила запросто втирали в раны соль и рубили конечности, сын Ярослава Мудрого, князь Святослав, велел свести кое-какие естественные и гуманитарные знания в крупную энциклопедию – «Изборник» Святослава. Кстати, там среди подробного перечисления множества недугов встречается и такой: «червивая болесть». Метод лечения, конечно, не такой модный, как во Франции, однако в отличие от него действенный: «Возьми молока козьего, что естеством не густо и не тонко, положи толченого чеснока, вылей в посудину и посади туда больного голым гузном – червь наружу уйдет». Неизвестно, правда, болел ли сам князь «червем». Но вот с хирургией ему познакомиться пришлось. Несмотря на довольно высокий уровень проведения операций (русские «лечцы» использовали даже наркоз), результат был удручающим: «В лето 6584 (1076 г.) преставися Святослав от резанья желве». «Желвием» у нас называли опухоли, чаще всего гранулемы, оперирование которых и сейчас штука рискованная. Так что князь, соглашаясь на операцию, был здорово уверен в своих врачах – судя по всему, процент успешных операций впечатлял.

Когда говорят о последствиях татаро-монгольского нашествия, обязательно упоминают общий упадок в сфере ремесел и торговли. Но упускают из виду такую важную отрасль, как медицина. Историк отечественной медицины профессор Лев Змеев о домонгольских «лечцах» отзывался с придыханием: «Чрез Византию, унаследовавшую традиции античной учености, образованности и мудрости, древняя врачебная культура попала на Русь».

Теоретически монголы, завоевавшие к тому времени еще и Китай, могли бы принести на Русь кое-что из арсенала врачей Поднебесной, которые накапливали знания и умения тысячелетиями. Но – тщетно. Русь утратила даже то, что имела. Из почти двух дюжин специальных хирургических инструментов, что упоминаются в «Изборнике» Святослава, осталось совсем немного – «ножь врачевьской» (скальпель), «бричь» (бритва) и «рудомет еже отворять жилу» (острый молоточек для пускания крови). И то все эти прелести были доступны лишь высшим кругам аристократии. Но общая деградация сказалась и там. Когда заболел Великий князь Московский Василий II, долго не могли поставить диагноз. Потом, все-таки определив «болесть сухотную», то есть туберкулез, решили согревать ему легкие. Но не отхаркивающим питьем, а напрямую – огнем. Клали князю на спину трут и поджигали. От такой терапии стало только хуже, к тому же на обожженных местах началась гангрена. Ее мазали ртутью и прижигали каленым железом. В марте 1462 г. князь скончался. 

Так что завидовать «царским» условиям здравоохранения, занятие неблагодарное. Простым людям легче – их по крайней мере не мучили табачными клизмами.