Сапоги - победоносцы. Как появились русские кирзачи

В 1938 г. в мире запахло войной. Перед Наркоматом обороны встал вопрос, во что обувать миллионы солдат. Советская деревня после «победы коллекти­визации» была на это не способна. Оставалось или плести лапти (и такие варианты рассматривались!), или придумать что-то принципиально новое.    
   

Новое оказалось хорошо забытым старым. Ещё в начале ХХ в. русские химики пытались сделать искусственную кожу из грубой английской ткани «Керси» (по названию деревни в графстве Суффолк) и натурального каучука. Перед войной исследования возобновили, заменив чужую ткань на отечественный хлопок. Искусственную резину в СССР научились делать ещё в 20-х гг. из картофеля. Все элементы кирзы воплотил в сапоги химик Иван Плотников.

«Осенью 1941 г. отца назначили и. о. директора и главным инженером завода «Кожимит», - рассказывает его дочь Людмила Плотникова. - Перед ним была поставлена задача: в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию изготовления кирзы, которой он занимался ещё до войны. К ноябрю 1941 г. массовое производство было налажено. А в апреле следующего года отца наряду с конструкторами «Катюши», самолётов Ил и Як наградили Сталинской премией в 100 тысяч».

Фронтовики ценили кирзачи за лёгкость, хотя и отмечали, что голенища быстро протираются на сгибах, а швы плохо дер­жат воду. Эти сапоги дошли до Берлина и ещё совсем недавно «служили» в Российской армии. Они растиражированы в количестве 200 млн пар (!), и выпуск продолжается. А Иван Васильевич Плотников, автор более 200 научных работ, кавалер двух орденов «Знак Почёта», прожил долгую жизнь. Он умер в 1995 г. в возрасте 93 лет. 

Смотрите также: