Принц Долгорукий
«Король убит! Гаральд поражён стрелой в глаз! Битва проиграна! Отступаем!» - что эти слова для Руси? Что вообще для Руси какая-то стычка при Гастингсе? Наплевать и растереть! Однако всё не так просто. Король убит, да. Но его дочь после битвы 1066 г., которую потом назовут норманнским вторжением в Англию, бежит. И бежит не куда-нибудь, а в самое спокойное и стабильное место Европы - на Русь. И надо сказать, что её бегство определило судьбу всей нашей страны.
Кто основал Москву? Вопрос дурацкий. Юрий Долгорукий, конечно. Но как насчёт его происхождения? Натурально, сын Владимира Мономаха. Но кто был матерью основателя нашей столицы? «Гита Уэссекская бежала после поражения своего отца в Данию, а потом её отдали в жёны русскому императору Володимеру» - так говорят об этом западные хроники. Чтобы почтить её память, можно прийти к дому на Тверской. Там, напротив здания, где заседает правительство Москвы, стоит памятник её сыну. «Гюрги» - так она называла его на свой манер. «Гюрги», правда, прославился пьянством, женолюбием и жестокостью. Но стольный град - всё-таки дело его рук. И за то, что мы имеем честь жить в одном из самых славных городов Земли, стоит сказать спасибо принцессе Гите, матери русского князя Юрия Долгорукого, или английского принца Гюрги Лонгехатте, как называли его в скандинавских сагах.
Я вам уши отрежу!
Д’Артаньяну из известного романа Дюма, помнится, назначали местом дуэли двор Люксембургского дворца. Ну право же, мушкетёры его величества могли бы приехать и в Московию, благо время на дворе стояло примерно то же самое. И спокойно навестить Палашевский переулок, где в знойный июньский полдень 1637 г. разразилась настоящая драма. Вот как звучит сухой протокол, описывающий первую на Москве настоящую дуэль: «А у их в руках по шпаге наголо, и вышед, начали шуровать перед вороты... Томос Грельс ударил шпагою по руке Петра Фалька, и Пётр Фальк поколол шпагою насупротив серцу Томосу Грельсу до смерти». В этот раз англичанам не повезло - немецкая шпага оказалась точнее. Хотя насчёт везения - бабушка надвое сказала. Декреты злобного кардинала Ришелье по запрету поединков - одно дело. Плевать на них во Франции хотели. А вот у нас ни англичанам, ни немцам слабо не покажется. За убийство англичанина на поединке Фальк сидел на цепи и умер в тюрьме в 1642 г.
Летун любовный
«О, я прилетел за своей русской невестой, да...» - именно эти слова были произнесены в 1938 г. в доме № 8 по Богородскому шоссе. Тогда там происходило слушание по делу Брайана Монтегю Гровера, всё преступление которого заключалось в том, что он полюбил русскую женщину по имени Елена Петровна Голиус.
Топлива ему не хватило. Пришлось садиться на вспаханное поле почти в 200 км от Москвы. «Здрассь-те, прилетемши! - приветствовали англичанина. - А что же, у вас в вашей Англичании своих девок, что ль, нет, чтоб за нашими на этакой стрекозе летать?» Видать, свои девки англичанину показались похуже, чем наши. Иначе трудно объяснить поступок Брайана. Через четыре страны, без визы, рваться в советскую Россию, где, как известно, людей расстреливают и вовсе ни за что! Специально изучать самолёты и правила пилотажа, копить деньги на покупку этой «стрекозы», и что? А что? Любовь, граждане. Ему светило до 10 лет лагерей. «Статиа пятдесят трэтий, нумер два» - так говорил влюблённый англичанин. Однако в тот день на Богородском шоссе решили иначе: «Я хочу говорить по-русски, хотя имею переводчик, - сказал Гровер, - хочу потому, что полюбил ваш народ, ваша страна, ваш город, полюбил моя Елена... Я считаю для себя честь породниться с ваш народ и город. Я закончил, господа судьи». Приговор оказался совсем не страшным - месяц тюрьмы с заменой штрафом в 1,5 тыс. руб.
Смотрите также:
- Третий рейх побежден 67 лет назад. Почему до сих пор не исчезает фашизм? →
- «Война — это мир, разрушающий сам себя». Современные школьники о Победе →
- Евро-2012 помог найти бабушке Любе погибшего в 1942 году брата →