Съезд, «съевший» империю: чем обернулся «разгул демократии» в СССР

   
   

Что значил для нашей истории I съезд народных депутатов СССР, открывшийся 25 мая 1989 года? Об этом размышляет его делегат Сергей Станкевич, бывший советник Президента России.

В те дни к экранам телевизоров прильнула едва ли не вся страна. Люди радовались и негодовали, звонили друг другу в паузах между трансляциями: «Ты слышал? Нет, ты слышал?!» Потом расхватывали газеты, яростно спорили в семьях, на работе, на митингах. 13 дней работы I съезда нардепов круто повернули историю последней великой империи.

Собор по-советски

К тому времени в СССР уже 4 года шла перестройка. Дела у коммунистов-реформаторов шли всё хуже: застой в экономике, очереди и талоны. Падение мировых цен на нефть поставило народ на грань голода. Помните универсамы, в которых продавец швыряет на пустой прилавок пакеты блёклых сосисок, а толпа их расхватывает, толкаясь и ругаясь? Помните поиски стирального порошка и туалетной бумаги?

В условиях нарастающего народного недовольства коммунисты-«перестройщики» должны были решиться на глубокие преобразования, вводить частную собственность и рынок. И при этом сохранять контроль над государством и партией. Задача почти неразрешимая. Тогда-то и был придуман съезд. Впрочем, придуман ли? Видимо, какая-то неглупая голова предложила возродить практику… Земских соборов. Да-да, наш Съезд народных депутатов был не чем иным, как известным из истории «сословно-представительным» учреждением, скроенным на новый лад. Его состав (2250 депутатов) примерно отражал облик тогдашнего советского общества. Четверть - из промышленности, 20% - из сельского хозяйства, довольно много (до 28%) интеллигенции. Учёные и актёры, врачи и учителя, журналисты и семеро священников (в их числе - будущий патриарх Алексий II) должны были уравновесить присутствие 237 партийных работников и 80 военных.

В составе народных депутатов СССР оказалась подлинная элита общества. Академик Д. Лихачёв, писатели-«почвенники» В. Белов и В. Распутин, писатели-западники Е. Евтушенко и Ю. Карякин. Впервые показали себя стране два будущих губернатора Северной столицы А. Собчак и В. Матвиенко. Проекты перестройки экономики обсуждали академики Л. Абалкин, О. Богомолов, Г. Арбатов, популярнейшие экономисты-публицисты П. Бунич, Н. Шмелёв и Г. Попов (впоследствии - первый мэр г. Москвы). Своеобразным символом I съезда стал великий гуманист академик А. Сахаров. Рядом с мятежным Б. Ельциным проявились известные впоследствии политики - Г. Старовойтова, Г. Бурбулис и десятки других демократов. Из высшего партаппарата в депутатский корпус вошли «либерал» А. Яковлев и «консерватор» Е. Лигачёв, оказались там и будущие лидеры независимых государств Н. Назарбаев, А. Акаев, И. Каримов.

Никогда больше в истории советского и российского парламентаризма не было такой концентрации ярких личностей, умов, талантов, темпераментов, как на том первом съезде-соборе.

«Бомба» для КПСС

М. Горбачёв и его окружение пошли на огромный личный риск. По Конституции съезд являлся высшим органом власти, правомочным рассматривать любой вопрос, в том числе править саму Конституцию. Уже это было «бомбой». Но на первых порах контроль сохранялся надёжный. Партаппарат мог полагаться на лояльность примерно двух третей съезда. Лишь около трети депутатов, преимущественно от Москвы и Ленинграда, были настроены независимо и критически.

Любопытно, что первое собрание будущих оппозиционеров состоялось… в Центре микрохирургии глаза под председательством его руководителя Святослава Фёдорова. «Прозрение» страны стало целью номер один. Сахаров предложил простую тактику: «Неизвестно, сколько вся эта оттепель продлится. Нужно под любым предлогом выходить к микрофону и говорить правду. Если мы сможем делать это хотя бы несколько дней, у нас будет другая страна…» Надо сказать, что именно этот подход оказался самым действенным.

Демократам не удалось утвердить свою повестку дня и провести через съезд намеченные ими решения. После того как почти всех их «прокатили» при выборах Верховного Совета, известный историк Ю. Афанасьев бросил прямой вызов «агрессивно-послушному большинству» (эта фраза стала крылатой), а Г. Попов объявил о создании оппозиционной фракции (позднее она стала известна как Межрегиональная депутатская группа). А. Сахарову удалось под крики и хлопанье зала зачитать проект «Декрета о власти», в котором предлагалось отменить 6-ю статью Конституции (объявляла КПСС «руководящей и направляющей силой»), передать власть Советам, сделать все выборы конкурентными, ключевых чиновников - избираемыми на съезде и ему подотчётными. Ставилась цель перейти к профессиональной армии и новой Федерации с сохранением прежних границ.

На съезде впервые открыто выявились противоречия, неумолимо раскалывавшие страну.

Роковой стала тема суверенитетов республик и территорий. Тон задавали депутаты из Прибалтики, в то время желавшие переделать Союз в договорную федерацию. За этим следовало требование закрепить в собственности республик всё имущество на их территориях, включая недра, а законы Союза вводить в действие только путём их ратификации в парламентах республик.

Не менее острым было противоречие между государственной и рыночной экономикой. Избранный главой правительства Н. Рыжков впервые открыл съезду и стране потрясающие факты экономического коллапса: более чем 100-миллиардный бюджетный дефицит, запредельный внешний долг, отсутствие товарных запасов и денег для импорта. Признавая необходимость развития «кооперации и аренды», советский премьер тут же создавал идейный тупик, утверждая, что кооперация «не приемлет таких элементов, как рвачество, нажива, личное обогащение, корысть». Ну и какое после этого могло быть предпринимательство?

Историческое значение

Благодаря I съезду политическая борьба в СССР стала массовой, легальной и публичной. Проблемы остро ставились, горячо обсуждались, но в реальности чаще всего не решались, ибо система власти и управления менялась слишком медленно, а общество - слишком быстро. Принятые последующими съездами и Верховным Советом важнейшие законы о печати, о митингах, о выезде из страны, об аренде во многом отставали от требований времени.

Важнейшим достижением съезда можно назвать честный диалог с людьми, благодаря чему у нас впервые появилось гражданское общество.

Трагической фигурой оказался первый и последний президент СССР М. Горбачёв. Он пытался объединять две роли: лидера перемен и лидера компартии. Роли были конфликтны, а выбор запоздал. В итоге обе позиции были им потеряны, в качестве лидера перемен умеренного Горбачёва вытеснил радикальный Б. Ельцин.

   
   

Эпоха великих перемен - нужных и излишних, назревших и чрезмерных, прорывных и болезненных - началась 20 лет назад именно с I съезда, разбудившего страну, но не сумевшего определить её путь к лучшему будущему. Правильная дорога просматривалась, но мы пошли иным путём…

Смотрите также: