Госдума предлагает ввести в школе отдельный предмет, посвящённый культуре народов страны. Интересно, а сами депутаты знают, сколько в нашей стране народностей, живущих здесь испокон веков?
Они не подались в столицу за заработками, а сохранили образ жизни и традиции предков. Но скоро увидеть их можно будет разве что на картинке. «АиФ» расскажет о коренных жителях России, представителей которых осталось меньше 500 человек.
1. Кереки (анкалгакку)
2013 г. - 4 чел.
В ХVIII в. были настолько многочисленны, что воевали с чукчами за право обладания пастбищами.
Занятия: охота на китов, оленей, баранов, пушной промысел.
Язык бесписьменный - на нём общаются только в семье. Вне её - на чукотском и русском.
До сих пор шаманисты.
2. Водь (вадьялайн)
2013 г. - 64 чел.
2002 г. - 73 чел.
Древнейшее известное население, занимавшее нынешнюю западную часть территории Ленинградской обл.
В ХVIII в. про этот народ писали, что он живёт в достатке.
Занятие: земледелие.
Не имеют письменности. Язык на грани вымирания.
3. Сету (сето)
2013 г. - 214 чел.
2002 г. - 250 чел.
Занятие: земледелие. Разводили коров, кур. До сих пор вручную обрабатывают шерсть, прядут прялкой, вяжут носки и варежки, плетут кружева.
Язык: выруский диалект эстонского, письменность на основе латиницы. Хотя сету близки к эстонцам - лютеранам по вере, они православные.
4. Энцы (энэтэ)
2013 г. - 227 чел.
2002 г. - 237 чел.
В ХIХ в. практически исчезли, поглощённые соседним племенем - ненцами.
Занятие: домашнее оленеводство. Энцы, живущие в лесу, до сих пор занимаются сбором ягод, шишек. Эта часть народа приняла православие. Но сохранилось почитание материй природы: земли, солнца, огня и воды.
5. Ижорцы
2013 г. - 266 чел.
2002 г. - 327 чел.
В конце ХIХ в. ижорцев было больше 20 тыс. чел.
Занимались земледелием, многие занимались извозом, нанимались к богатым помещикам и крестьянам на сельхозработы.
Православные христиане, но сохранили много фольклорных песен.
6. Тазы
2013 г. - 274 чел.
2002 г. - 300 чел.
Занятие: охота и рыболовство. В ХIХ в. основной заработок именно этому народу приносил сбор корня женьшеня. Причём занимались этим только мужчины.
До сих пор сохраняют некоторые традиционные обычаи, к примеру, кормление духа хозяина тайги и воды.
Своего языка не сохранили. Говорили на нанайском и удэгейском языках, потом перешли на китайский и в конце концов - на русский.
7. Уйльта (ороки)
2013 г. - 295 чел.
2002 г. - 346 чел.
Традиционно оленеводы, практиковавшие доение самок оленя.
Были крещены в 1880 г., но сохраняют веру в защитные амулеты - сивэ. На родном языке способны говорить не больше 10 человек.
8. Чулымцы (карагасы)
2013 г. - 355 чел.
2002 г. - 656 чел.
В советский период их вообще не учитывали как отдельный народ и относили к хакасам.
Рыбачили в основном на продажу, заготавливали кедровый орех. Ещё до прихода русских (ХVI в.) знали мотыжное земледелие.
9. Алеуты (анаганане)
2013 г. - 482 чел.
2002 г. - 540 чел.
В России впервые были описаны в 1825 г. - как несколько семей, приплывших на Командорские острова.
Занятие: охота на морского зверя на лодках-каяках, рыболовство.
На традиционном наречии - медновско-алеутском - могут общаться лишь несколько человек.
На основании информации Росстата, РАН, Минрегиона («Атлас народов»). Данные за 2013 г.- опубликованные в этом году итоги переписи 2010 г.
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: Скажи-ка, дядя... Народ и власть не понимают друг друга →
- Что в кармане у чиновника: стоит ли верить декларациям о доходах власти? →
- Вячеслав Костиков: Кто украл скрижали? →