Здравоохранение — как оборонка. Оно работает на безопасность страны

Киселев Сергей / АГН Москва

Россия выходит из кризиса, связанного с COVID-19, с наименьшими потерями по сравнению со многими другими странами. На круглом столе в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ) подведены предварительные итоги работы по противодействию вирусу.

   
   

Три фактора успеха

Руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова представила доклад «Итоги и уроки пандемии COVID-19 в России», подготовленный при участии РАНХиГС.

Ограничительные меры в нашей стране были упреждающими, достаточно умеренными. Приняты они вовремя и дали хороший эффект. По прогнозам МВФ, Россия будет выходить из кризиса достаточно уверенно и с меньшими потерями, чем другие.

По словам Соколовой, мы одна из немногих стран, где действовали на опережение. Заранее закрыли границы. Сразу выбрали верную стратегию: спасение жизней.

Эксперты выделили три важных фактора, которые позволили пережить трудное время с достаточно оптимистичными результатами: управленческий, фактор готовности здравоохранения и фактор общественной солидарности.

Модель управления

Российская модель управления показала себя готовой быстро реагировать на кризисы, отметила Соколова. Она обратила внимание на «вовлечённость первого лица». Президент страны лично контролировал ситуацию, причём делал это оперативно и открыто. Совещания, которые он проводил, шли в открытом режиме и «выполняли роль дополнительных обращений к нации».

Был создан координационный совет, работали оперативный штаб правительства, рабочая группа Госсовета, комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, центр мониторинга.

   
   

Важными оказались новые меры государственной поддержки в связи с распространением вируса для семей с детьми, медиков и соцработников, а также для предпринимательства.

И сейчас, когда происходит возвращение к нормальной жизни и восстановление экономики, мы, по словам руководителя департамента ЭИСИ, «теряем меньше, чем европейские страны и США». Это связано, во-первых, с гибкими мерами по ограничению работы предприятий в самый сложный период, а во-вторых, с невысокой долей малого бизнеса в структуре экономики.

Готовность здравоохранения

Здравоохранение — отрасль подчинённая, как отметил руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. Поэтому серьёзность, с которой российские власти отнеслись к угрозе распространения вируса, значила очень много.

Власти реагировали серьёзно и сразу. Сказался и фактор наличия у России границы с Китаем, откуда пошло распространение коронавируса по миру: угроза ощущалась реальнее, чем в других странах.

Кузнецов обратил внимание на то, что ни в мае, ни в июне в России не было дефицита коечного фонда. «В отдельной больничке может в какой-то момент не оказаться места для конкретного больного. Но это значит, что его положат в ближайшую больницу», — уточнил он.

Много споров велось по поводу аппаратов ИВЛ. Но всё же важно, что удалось в достатке обеспечить ими медучреждения. Меры борьбы с вирусом потребовали огромных изменений в производстве продукции для здравоохранения: больших объёмов выпуска тест-систем, средств защиты. И промышленность с этим справилась.

Глеб Кузнецов напомнил, что в марте было много споров по поводу того, отправлять ли наших врачей в другие страны. Китай, конечно, не хотел пускать к себе никого. Но в Италию и Сербию наши доктора поехали. И теперь очевидно, что это было нужно.

«Да, безусловно, врачи нужны здесь, — сказал он. — Но — опытные и понимающие, что это за болезнь».

В этом смысле раннее знакомство с новым вирусом тоже способствовало подготовленности российских медиков к отражению его натиска. Ведь такой характер поражения прежде не встречался ни при одном заболевании лёгких. Болезнь, по словам эксперта, имеет стадиальный характер, и на каждой стадии «проявляются разные инфекционные механизмы». И лечить следует по-своему. На данный момент российские врачи разобрались, как это нужно делать.

Кузнецов сообщил, что в Китае вскрытия умерших не делались, первые опыты начались в Германии и Швейцарии. Но российские патологоанатомы подошли к этому особенно серьёзно и сейчас уже выпустили паталогоанатомический атлас, который будет переведён на другие языки и даст понять коллегам в других странах, что же происходит в организме заболевших людей.

Наши врачи, занятые лечением ковидных больных, продемонстрировали удивительную, по мнению эксперта, солидарность. Постоянно проходят вебинары, обмен опытом между специалистами в разных концах страны идёт с небывалой прежде интенсивностью.

По поводу последних сообщений о проявлении в Китае обновлённой версии COVID-19 эксперт с уверенностью сказал: «К этому мы тоже готовы».

Солидарность общества

Авторы доклада «Итоги и уроки пандемии COVID-19 в России» и поддержавшие их представители волонтёрского движения отметили проявившийся во время действия ограничений фактор общественной солидарности, который также способствовал смягчению острого периода. Общество, на их взгляд, показало сплочённость и ответственность.

«Впервые мы так много думали не только о себе, своей семье, но и о других», — сказала Екатерина Соколова.

Более 60% людей соблюдали карантин. И при этом столько же жителей страны были готовы помогать другим. В акции «#МыВместе», по данным на начало июня, участвовало более 3 млн волонтёров. И что очень важно — широкий отклик бизнеса, его участие в благотворительной деятельности во время ограничений.

Не расслабляться

При всём оптимизме, присутствующем в докладе, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Николай Брико заметил, что эпидемия не завершена.

«Снятие ограничений правильно и своевременно. Но нельзя расслабляться, потому что ситуация зыбкая», — сказал он. В частности, нельзя снижать степени противоэпидемических мероприятий при оказании плановой медицинской помощи в поликлиниках.

Эксперт отметил, что за прошедшие месяцы модернизировалась материальная база инфекционной службы, которой раньше не всегда уделялось должное внимание, и уже идёт обсуждение плана дальнейшего укрепления санитарно-эпидемиологической службы.

«К здравоохранению нужно относиться как к военной отрасли, — уверен Брико, — ведь оно тоже обеспечивает безопасность страны».

С ним согласна представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович. Мир вышел на плато пандемии, но требуется пристальное внимание, считает она, потому что ситуация может меняться моментально: где-то возникнет вспышка, образуется новый очаг заражения.

О том, как в России было организовано сопротивление опасности, Вуйнович сказала следующее: «Подготовка и готовность системы здравоохранения — это два термина, которые использует ВОЗ. В России они сработали абсолютно. Система здравоохранения в России была даже не до конца загружена».

Хотелось бы, конечно, чтобы цифры были ниже, отметила она, но с учётом территории страны «всё идёт как надо».