Завещать свою почку. Как в России решают проблему донорства

По данным главного трансплантолога РФ Сергея Готье, потребность в пересадке сердца в России - 1 тыс. операций ежегодно, почек - 7-8 тыс. и печени - 2 тыс. в год. Улучшить ситуацию сможет новый закон о донорстве и трансплантации. Его проект в ближайшее время поступит в Госдуму. 

   
   

Жизнь одна или?..

В новом документе более чётко прописан механизм забора донорских органов, предусмотрена возможность создания регистра доноров - то есть каждый человек может выразить письменное согласие или несогласие на использование его в качестве донора органов после смерти. «Когда наконец у нас появятся чёткие правила игры в виде нового закона, это многим - и врачам, и пациентам - реально облегчит жизнь, - считает Леонид Бельских, заведующий хирургическим отделением органного донорства МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского. - Что важно - в новом законопроекте прописана персональная ответственность руководителей медицинских организаций за несообщение соответствующим службам о наличии донора органов. И это правильно. Ведь работа врача по спасению жизни не всегда заканчивается со смертью одного пациента, для другого в этот момент она может только начинаться». Один человек в случае смерти может спасти жизнь как минимум пятерым.

«А люди - добрые»

Сегодня 60% пациентов погибают, так и не дождавшись донорского органа. Корень всех зол многие усматривают в том, что люди не готовы жертвовать свои органы после смерти. «Это совершенно не так! - возмущается Леонид Бельских. - В 90% случаев мы получаем разрешение родственников на изъятие органов. Люди у нас добрые, понимающие и отзывчивые к чужой беде. И готовых пожертвовать свои органы после смерти тоже немало. Негатив нагнетается искусственно». 

С января 2016 г. вступила в силу инструкция о констатации смерти мозга у детей. Без этого изымать органы у погибшего ребёнка ради пересадки было невозможно. Поэтому детское донорство в РФ вообще не существовало. Пересаживали лишь органы от доноров-родственников - печень, почки. Для пересадки сердца детей, если была возможность, отправляли в Европу. Однако несмотря на это за весь год не было ни одного случая забора детских органов для трансплантации. 

По мнению Леонида Рошаля, президента Национальной медицинской палаты, нужно привлекать к ответственности людей и издания, нагнетающие негатив вокруг донорства органов. 

Есть и ещё один немаловажный аспект в этой истории. Операция по пересадке той же почки стоит 800 тыс. руб., а поддержание жизни пациена с хронической почечной недостаточностью с помощью аппарата искусственной почки обходится государству в 1,2 млн руб. в год. Так что развитие донорства необходимо не только пациентам, но и государству. 

Смотрите также: