Время пошло! Как проходит первичная аккредитация будущих фармацевтов

© / Africa Studio / Shutterstock.com

Экзамен – это всегда волнение. Особенно если экзаменаторы незнакомы, а заданий – не одна тысяча вариантов. Именно так проходит новое испытание для выпускников фармфакультетов – первичная аккредитация. На первый взгляд первый из трёх аккредитационных экзаменов – это всего лишь контрольная. В уже привычном студенту тестовом режиме. Шестьдесят вопросов. Шестьдесят минут на размышления. И случайно-неограниченный выбор компьютера: «всего 60» заданий из более чем 3000, утверждённых фармацевтическим сообществом. И только потом ещё два этапа аккредитации – практические задачи из реальной жизни реальной аптеки.

   
   

Дать время или…

Студентам Санкт-Петербургской химфармакадемии было трудно вдвойне. Они были первыми, и на неизвестность наложилось переутомление. Не успели закончиться традиционные «госы», как (всего через три дня) начались первые аккредитационные испытания. На аккредитацию пришли все 138 выпускников дневного отделения. Несмотря на то, что для работы, скажем, медицинским представителем аккредитация не требуется, её обязан проходить лишь провизор для занятия фармацевтической деятельностью.

«Аккредитация необходима. Медицина и фармация – особенные профессии. Нельзя просто так взять и допустить выпускника к лечению людей и работе с лекарствами. Нужно, чтобы его объективно оценили специалисты-практики. Но, на мой взгляд, стоит дать выпускникам время лучше закрепить свои навыки и умение. Как, например, в Великобритании. После диплома ещё год стажировки, а потом уже можно обратиться в Королевское фармацевтическое общество, чтобы сдать экзамен и начать работать самостоятельно», – делится своей точкой зрения первый проректор, проректор по учебной работе СПХФА Евгения Кириллова.

…или всё и сразу

Чтобы экзамен не был двойным (по крайней мере формально), государственную итоговую аттестацию можно попробовать совместить с аккредитацией. С законодательной точки зрения это сложно – «гос» входит в образовательный стандарт. Но что проще – собрать на аккредитацию студентов‑однокурсников или организовать год стажировки и экзамен для молодых специалистов?

Возможно, фармацевтическое образование – как и образование в целом – пойдёт по более простому пути. В завершающемся (да-да, именно завершающемся – пока готовится этот номер, многие будущие провизоры ещё проходят аккредитацию) учебном году Рособрнадзор предложил ста отечественным вузам эксперимент – приём экзаменов по выбору дисциплин самой образовательной организацией со сторонними экспертами. Участницей эксперимента стала и фармация.

Сам процесс был очень похож на аккредитацию – с той только разницей, что экзамены были у студентов ещё невыпускных курсов. А незнакомые преподаватели-эксперты из другого вуза могли как приехать на промежуточную аттестацию, так и наблюдать за процедурой экзамена дистанционно по видеоконференц-связи. А потом Федеральная служба по надзору в сфере образования будет сравнивать процесс обсуждения и оценки ответов студентов преподавателями вуза и двух сторонних экспертов. Результаты исследования будут опубликованы к сентябрю.

   
   

И ещё одно отличие: в процедуре аккредитации не может принимать участие профессорско-преподавательский состав вуза, выпускники которого проходят первичную аккредитацию. Ни на одном из трёх этапов. Эксперты со стороны проводят все испытания от начала и до конца. «Комиссия отметила, что ребята достаточно хорошо ориентируются в своей будущей профессии, – рассказывает первый проректор СПХФА. – Сложности на собеседовании иногда возникали по формулировке заданий… Но после одного наводящего вопроса студент чётко понимал, о чём идёт речь, и отвечал по существу ситуационной задачи». Аккредитацию санкт-петербургских провизоров проводили преподаватели из Пятигорска, Великого Новгорода, Архангельска, члены Фармацевтической ассоциации во главе с председателем Т. И. Зайченко и практические работники аптечной сети «Петербургские аптеки». Петербуржцы же отправились экзаменовать выпускников в Москву и Пермь.

Они были первыми

После каждого из трёх этапов аккредитации результаты испытаний отправляли в Минздрав. И уже министерство давало своё заключение о результатах каждого этапа. Успешными признавались работы, где было не менее 70% верных ответов. Рассмотрение результатов было достаточно оперативно. И аккредитация в СПХФА прошла в достаточно короткие сроки.

В соответствии с методическими рекомендациями проведения первичной аккредитации на любом её этапе можно сделать три попытки. Правом повторить испытание воспользовались трое выпускников, но только на этапе тестирования. Минздрав одобрил просьбу. Повторное испытание оказалось успешнее первого. Сложную и ещё неизвестную аккредитацию в итоге прошли все 138 дипломированных провизоров из Санкт-Петербургской химфармакадемии. А 7 июля прошёл долгожданный выпускной…

«Они были первыми. Они молодцы, они мужественные – как начали испытания в полном составе, так и завершили. И нам очень приятно, ведь это характеризует нашу работу, работу всего профессорско-преподавательского состава академии», – с радостью замечает Евгения Кириллова.

И ещё раз трудиться

Декан факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ Мария Фомина уже предупреждает вчерашних студентов – 87 провизоров и 61 стоматолога: всем, кто завершил аккредитацию, расслабляться не стоит. Сразу же после испытаний провизорам и стоматологам предстоит… учиться, учиться и ещё раз учиться!

Для начала – срочно зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования. На первый год после аккредитации факультет дополнительного образования уже приготовил несколько учебных программ – небольших, краткосрочных, удобных для посещения.

К июню 2017 года у каждого провизора и стоматолога должно быть… уже 50 образовательных часов! И так каждый год – до следующих аккредитационных испытаний в 2021‑м.

А потом всё повторится вновь.

Барьер медпреду

Молодые фармспециалисты, которые уходят из провизоров в медпредставители, могут столкнуться с весьма интересной проблемой. Дело в том, что многим работа медицинского представителя со временем… нет, не то что наскучивает, а начинает казаться однообразной. Вчерашние аптечные работники хотят вновь вернуться в аптечную сеть.

До аккредитации это было несложно: от специалиста требовались лишь опыт и знания. Но неаккредитованный провизор скоро уже не сможет работать в аптеке. А провизор, не проходящий учебные курсы, не будет допущен к аккредитационным испытаниям. Бывшему медпреду придётся начинать всё сначала.

Уже традиция

Аккредитация – это оценка умений молодого ещё специалиста в первую очередь профессиональным сообществом. Теоретические знания, данные в вузе, вряд ли кто поставит под сомнение. А вот практику должны оценить практики. Студентов СПХФА вместе с преподавателями экзаменовали сотрудники аптечной сети «Петербургские аптеки» и представители Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада.

Химфармакадемии помог положительный опыт. Встреча с будущим работодателем на экзамене для выпускника СПХФА – не неожиданность, а традиция. И аптеки, и фармпредприятия знакомятся со своими будущими кадрами ещё первого сентября. В День знаний, когда первокурсники только приходят в академию. А потом приходят на конференции и просто на встречи, входят в состав жюри на конкурсе в академии «Лучший по профессии», в составе экзаменационной комиссии заслушивают защиту дипломных работ и ответы выпускников на итоговой государственной аттестации. И принимают своих младших коллег на практику и на работу.

«Многие студенты сочетают учёбу с работой. Кто-то из студентов учится и подрабатывает, а кто-то работает и подучивается. Каждый по-своему, но, к сожалению, и результаты при этом могут быть разными…

Важный фактор, формирующий навыки студента, – производственная практика. Однако мы не ставим перед собой задачу создать свою учебную аптеку. В Санкт-Петербурге достаточно аптек, и у нас ещё не было случая, чтобы какая-либо аптечная сеть отказала нашим студентам в приёме на практику, – рассказывает Евгения Кириллова. – Этому способствуют правильно выстроенные отношения с работодателями. Да, право работать фармацевтом студент получает только после 4‑го курса, когда сдаст экзамен на допуск к работе в аптеке. А вот консультантом в торговом зале аптеки может быть даже выпускник школы! Первокурсник не будет проводить фармацевтическое консультирование. Но он сможет сказать, на какой полочке какое лекарство. И это для него прекрасная деонтологическая практика. Умение общаться с человеком, который пришёл со своим недугом в аптеку, помочь ему…»