«Разочарую сразу — термина “гормональный сбой” в клинической медицине не существует! Зато такого рода выражения любят использовать псевдоцелители и дамы, желающие найти оправдание своей лени и перепадам настроения. Ожирение весьма редко обусловлено эндокринной патологией, даже наоборот, большинство наших пациентов с реально доказанными эндокринными заболеваниями имеют нормальную, а порой даже недостаточную массу тела», — рассказал специалист.
Часто возникает путаница причины и следствия. Истоки этого мифа — скорее всего, в том, что ожирение — очень распространенная проблема. Как, впрочем, и эндокринные заболевания, которые сегодня есть у каждого пятого взрослого. Часто встречающиеся заболевания естественно могут сочетаться, при этом не имея причинно-следственной связи между собой. А когда так происходит, то эта ситуация становится очень «выгодна» для пациента, поскольку у него появляется стопроцентное самооправдание лишнего веса. Но это — самообман. Самый типичный пример путаницы причины и следствия — сахарный диабет. Не он делает людей толстыми, а наоборот — ожирение провоцирует развитие этой болезни.
Более того, если речь идет о пациенте с выраженным ожирением, можно быть почти уверенным, что причиной его полноты не является эндокринное заболевание. И после того, как будет достигнута компенсация или даже полное излечение эндокринной патологии, это чудесным образом не приведет к нормализации веса.
В практике эндокринологов есть две типовые ситуации, в которых врач и пациент часто расстаются недовольные друг другом. Это ожирение и избыточное выпадение волос. И в том, и в другом случае врач почти всегда уверен, что у пациента нет эндокринных заболеваний, а пациент уверен в обратном.
Никакой разницы в подходах к коррекции веса у лиц с эндокринными заболеваниями и без них нет. Стойкая коррекция веса всегда — как у лиц с эндокринной патологией, так и без нее — достигается весьма редко и большими усилиями. Похудеть сложно всем без исключения, и причина не в гормонах. Так, при ожирении умеренных степеней стойкое снижение веса и его удержание достигается не более, чем у 5- 10% пациентов. А при морбидном, то есть тяжелом ожирении эта цифра и вовсе приближается к нулю.
Обвинять гормоны, которые многие пациенты принимают по жизненно важным показаниям, в принципе не верно. Ведь если в организме человека не хватает какого-то реально необходимого вещества: тироксина, инсулина, кортизола, и т.д., то у назначения заместительной гормонотерапии просто нет альтернативы. Но в этой ситуации врачу важно назначить такую терапию адекватно, то есть, не больше и не меньше, а ровно так, чтобы она максимально точно имитировала нормальную продукцию гормона.
Оптимальный вес — сложный вопрос, и это опять же не медицинский термин. В клинической медицине используются весьма условные верхние и нижние границы массы тела. Они достаточно широки и интервал между ними может достигать 10 кг и более. Какой вес является оптимальным для конкретного, отдельно взятого человека, сказать нельзя.
Как дефицит массы тела, так и избыток несет риск развития ряда заболеваний, порой фатальных. Но разовьется то или иное заболевание у конкретного человека, сказать невозможно. Существует огромное число примеров, когда человек с очевидным ожирением доживал почти до 100 лет. Но чаще: увы, происходит наоборот!
«Не ждите от врача рецепта питания, которое бы сделало вас бессмертным — человек, смертен и это прописано в нашей генетической программе, которую обхитрить пока еще никому не удалось и вряд ли удастся. Просто старайтесь питаться разнообразно и, главное, умеренно. В отношении разнообразия — сейчас, в XXI веке с этим проблем куда меньше, чем во всей прошедшей истории человечества. А вот с умеренностью — сложнее, поскольку тут в дело вмешивается наш мозг, который любит получать от еды удовольствие», — посоветовал Валентин Фадеев.